Сюжет романа Достоевского «Братья Карамазовы»
Сюжет романов Достоевского всегда многоплановый, чем определяется исключительное богатство их содержания. Пожалуй, самым «многоголосным» является последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» (1879 — 1880). Роман отличается сложным переплетением драматических событий, резким столкновением различных характеров, философскими спорами, отражающими напряженные поиски истины. В уста старца Зосимы писатель вкладывает свою веру в моральное оздоровление человечества на основах христианской религии. В то же время в романе дана беспощадно
С именем отца семейства, Федора Павловича Карамазова — эгоиста и деспота, циника и развратника, — связывается понятие «карамазовщины» как характернейшего явления русской действительности. Принцип, которым руководствуется Федор Карамазов,- «гори хоть весь свет огнем, было
Вся жизнь Достоевского была наполнена страстными, мучительными поисками истины. Всю жизнь его раздирали противоречия: он метался между верой и безверием, сочувствием революции и отрицанием ее, между «живой жизнью», с ее порывами и страстями, и кротким, аскетическим смирением. Никто ярче Достоевского не изобразил ужасное состояние жертв общественной несправедливости. Он ненавидит страдания, горячо протестует против них — и провозглашает культ страдания, очищающего душу, проповедует покорность. Все его творчество наполнено любовью к людям, болью за поруганного и несчастного человека. Но зло и жестокость он считает неотъемлемым свойством человеческой природы. Положительный идеал Достоевского был смутен и не удовлетворял его самого. Но в одном писатель был непреклонен от начала до конца: в беспощадном отрицании жестокого мира, в котором господствует бесчеловечный «здравый смысл» практичных людей. Достоевский был прямой противоположностью таких людей: человеке обнаженным сердцем, болезненно откликающийся на всякую несправедливость, он считал, что художник — узел страданий и противоречий мира.
Достоевский ставил перед собой задачи, решить которые был не в силах. Но сама постановка этих задач, ее необыкновенная острота и художественная сила имели исключительно важное значение. Эту особенность творчества писателя высоко ценил М. Е. Салтыков-Щедрин, несмотря на принципиальные расхождения с Достоевским в политических взглядах. «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им,-писал Щедрин о Достоевском,-этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность всех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые, составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества».
Ф. М. Достоевский — создатель жанра социально-философского и психологического романа. Сложные философские и нравственные вопросы не только волнуют героев его произведений, но и непосредственно связаны с сюжетом, являются пружинами изображаемых событий. Достоевский — непревзойденный мастер увлекательного динамического повествования.