Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского “Идиот”)

В 1860-е годы Достоевский испытывает желание воплотить в слове задачу, которую он считает “бесконечно трудной, почти непосильной для художника”, потому что это вопрос об идеале. Тем не менее, он все-таки приступает к ней в романе “Идиот”, где и пытается создать образ “положительно прекрасного человека”.
Уже в самом начале работы над романом Достоевский убеждается, что на свете есть только одно абсолютно положительное лицо – Иисус Христос. А следовательно, чем ближе к нему будет главный герой книги, тем полнее может быть осуществлен писательский замысел. Вот почему поначалу своего Мышкина Достоевский именно так и именует – “Князь Христос”. Действительно, писателю удалось воплотить в образе Мышкина ту высшую ступень развития личности, когда человек полностью отказывается от эгоизма и индивидуализма. Мышкин не преследует собственных интересов, не выделяет себя из толпы людей, и главное для него – это сострадание, которое по мысли Достоевского и есть “главнейший и может быть единственный закон всего человечества”.
Между тем Достоевский хорошо понимал, что существование такого человека, как князь Мышкин, в реальности невозможно. Это связано с тем, что человеческая природа по сути своей диалектична. Она требует наличия в человеческой душе, как добра, так и зла. Человек может приблизиться к идеалу, но стать этим

самым идеалом не сможет никогда.
В романе “Идиот” “обратной стороной медали”, воплощением темной стороны человеческой личности стал Парфен Рогожин. В этом качестве он связан с князем Мышкиным воедино, как связаны в одном человеке его лучшие и худшие стороны. В широком смысле князь Мышкин и купец Рогожин – это одно целое существо. В романе это подчеркивается с первых же строк: “В одном из вагонов третьего класса, с рассвета, очутились друг против друга, у самого окна два пассажира – оба люди молодые, оба почти налегке, оба не щегольски одетые, оба с довольно примечательными физиономиями и оба пожелавшие, наконец, войти друг с другом в разговор”. Кроме этого – они ровесники, им по двадцать семь лет – возраст, в котором, по мнению Достоевского, происходит решительный перелом судьбы и личности.
Однако сколько у князя Мышкина и у Рогожина сходства, столько же у них и различия. Контрасты между этими двумя важнейшими героями обращают на себя внимание на протяжении всего романа. Если Мышкин является воплощением всего хорошего, доброго и чистого, что только можно найти в человеке, то в Рогожине писатель намеренно гиперболизирует те черты, которые отталкивают всякого.
Что касается портрета Рогожина, то в нем как в зеркале отражаются низменные инстинкты, с уст не сходит “злобная улыбка”, чувствуется уже привычная агрессивная напряженность. Настасья Филипповна называет его мужиком. Ей все равно, что за него пойти, что на улицу, что в прачки, что в трущобу. “Рогожинская” – синоним, и не только для Настасьи Филипповны, падшей, погибшей женщины.
Характер Рогожина также кроится автором из самой грубой материи: всячески подчеркивается его необразованность, необузданность, стихийность. Контраст между алчной неразборчивостью Рогожина и душевной деликатностью князя столь велик, пропасть между рогожинским ревом: “Не подходи!. Моя! Все мое!” – и рыцарским: “Я вас честную беру, Настасья Филипповна, а не рогожинскую.”, – столь очевидна, что Настасья Филипповна, оказавшись между этих двух полюсов, как в ловушке, обречена на мучительные метания.
Отношения между двумя этими персонажами также строятся в соответствии с теми ролями, которые они играют в романе. Рогожин временами смертельно ненавидит князя Мышкина, готов его даже убить: “Я, как тебя нет предо мною, то тотчас к тебе злобу и чувствую. Лев Николаевич. Так бы тебя взял и отравил чем-нибудь!” Между тем именно князь Мышкин становится для Рогожина самым близким человеком. Именно ему он исповедуется в прегрешениях, рассказывает о своих отношениях с Настасьей Филипповной, жалуется на свои страдания. В конце концов, именно князя Мышкина Рогожин приводит в свой дом в финале романа, когда уже совершилось убийство. Он делит с ним свое горе и только искреннее сострадание князя в итоге приводит Рогожина к духовному прозрению.
В финале романа эти два героя окончательно сливаются своими судьбами друг с другом. Князь Мышкин и, уходя из разума, остается помощью и поддержкой Рогожину; Рогожин и, совершив преступление, духовно возрождается. Так открывается одна из самых загадочных заповедей Христа: “И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геене”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Маленький принц краткий пересказ.
Сейчас вы читаете: Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского “Идиот”)