Проблема бунта и смирения
В «Преступлении и наказании» речь идет не только о соотношении «арифметика» или натура, но и о проблеме бунта и смирения. В принципе, казалось бы, ответ ясен: бунт Раскольникова осужден, зато возвеличивается христианское смирение Сонечки Мармеладовой. Однако же и здесь не все просто. Однозначность в решении сложных вопросов мировоззренческого плана для Достоевского не характерна.
Мысль о смирении и страдании как пути к искуплению постоянно звучит со страниц романа. Не случайно Порфирий Петрович в последнем разговоре с Раскольниковым
— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился, — как-то дико произнес он.»
А Соня требует, чтобы Раскольников покаялся, вышел к людям, поцеловал землю, которую осквернил, поклонился всему свету на все четыре стороны, сказал всем, вслух: «Я убил!» «Страдание принять и искупить себя им — вот что надо».
В черновике к роману Достоевский сделал такую запись: «Человек
Позиция Достоевского, во всяком случае так, как она выражена в «Преступлении и наказании», достаточно сложна. Разумеется, он отрицает бунт, однако же роман его не сводится к проповеди смирения. С этой точки зрения важна сюжетная линия, связанная с Катериной Ивановной, особенно те эпизоды, когда она поднимается до прямого бунта, выражая горькое сомнение в небесной справедливости. Отказываясь от предсмертной исповеди, Катерина Ивановна кричит: «На мне нет грехов!. Бог и без того должен простить. Сам знает, как я страдала!. А не простит, так и не надо!.» Это бунт, которому писатель ничего противопоставить не может.
Поэтому не ищите у Достоевского однозначных решений, не пытайтесь догадаться, кто из героев в наибольшей степени выражает авторскую идею. Авторский голос может быть уловлен в робких словах Сонечки Мармеладовой, увиден в хитросплетениях Порфирия Петровича, услышан в пламенных речах Разумихина, в отчаянных криках Катерины Ивановны и даже в некоторых суждениях Свидригайлова.