В литературоведении утвердилась мысль о том, что положительный герой Достоевского, князь Мышкин,- трагический характер. При этом трагическую сущность Мышкина чаще всего связывают с его утопическими представлениями о путях и формах социального прогресса. Он рассчитывает на нравственное самоусовершенствование людей, но не доходит до отрицания частной собственности, первопричины эгоизма и индивидуализма в обществе, и важную социальную проблему пытается решить в плоскости социально-психологической. Гуманизм Мышкина, отрицающий насилие, в условиях всеобщего разъединения людей терпит поражение, а самого героя приводит к гибели. Социальная драма и ее трагический исход предрешен утопичностью положительной программы Мышкина.
Так объясняется трагизм Мышкина в любом учебнике и учебном пособии, а также в большинстве монографий о писателе. Н. Я. Берковский пишет: «Князь Мышкин — веяние «конечной цели» (Н. Щедрин), веяние последней чистоты и правды, дороги к которым еще не видны. Ошибка князя Мышкина та, что он уверовал в собственное знание путей и перепутий и принялся выполнять свою миссию. Явившийся нам из области души, он обращается к душам в надежде, что здесь единственно лежат рычаги перемен. Действуя от души к душе, от лица к лицу, он пренебрегает общественной природой человека и материальными силами, определяющими эту природу. Пренебреженные силы трагически мстят ему. В мире материально нереформированном он проводит свою духовную реформу, даже не подозревая, что материальные основы жизни тоже могут быть изменены и что с этого надо бы начинать. Сам автор, Достоевский, расположен думать по князю Мышкину, — объективная логика романа учит другому. Герой Достоевского зовет порвать с общественными преимуществами именно тех, кто...

этими преимуществами обладает, он проповедует братство тем, кому дорого разъединение». «Материальный мир, нетронутый в своих основах, зловеще и насмешливо воспринимает миссию князя Мышкина.
Тремя ударами он гонит его туда, откуда он явился, в болезнь, в небытие, в безвестность. Трижды князя Мышкина постигают приступы его фатальной болезни, последний — без возвращения к деятельной жизни и к ясному сознанию. Миссия князя извращена страшными последствиями, она по-страшному осмеяна, так как пролита кровь по косвенной вине его. Внешний мир, который сначала казался податливым, потом овладел миссией князя и повернул ее по-своему». В том же смысле рассуждает и Г. Н. Поспелов: «Добрые», патриархально-демократические стремления Мышкина ничего не могли изменить в жизни, всецело основанной на гордости, соблазнах и корысти, но привели его самого к неизбежной гибели.
Полемизируя с исследователями, считающими роман скорбным признанием неизбежного краха «евангельских» идеалов Мышкина, П. И. Гражис пишет: «Мышкин, как и другие герои того ряда (Макар Долгорукий, Зосима, Алеша), признан Достоевским нести в жизнь принципы христианской нравственности, а не победоносно преодолевать трудности и спасать людей от жизненных трагедий. Мнение Достоевского о роли людей, подобных Мышкину, верно выражают слова «таинственного посетителя» («Братья Карамазовы»), утверждающего, что наступит время всеобщего возрождения, а до тех пор надо все-таки знамя беречь и нет-нет, а хоть единично должен человек вдруг пример показать и вынести душу из уединения на подвиг братолюбивого общения, хотя бы даже в чине юродивого. Это, чтобы не умирала великая мысль.»
Вопрос о том, можно ли свести объективный смысл романа к трагической истории уто



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Трагический характер князя Мышкин в романе «Идиот»