Подросток
Роман «Подросток» Достоевский писал в 1874-75 гг. Впервые он был напечатан в журнале Н. Некрасова «Отечественные записки» (1875).
Это последний петербургский роман Достоевского. Здесь снова предстает перед читателем впечатляющая картина странного, «фантастического» города. Главному герою романа, Аркадию Долгорукому, не раз «среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая греза: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как
Этот город-призрак, город-миф населен мечтателями, фантастами, ищущими своих путей в «хаосе и беспорядке» современной жизни.
«Подросток» — роман-исповедь. Он написан от лица юноши Аркадия Долгорукова в форме его «Записок». По жанру — это «роман воспитаниия», в котором рассказывается о становлении характера и жизненной позиции молодого человека. Аркадий Долгорукий — незаконнорожденный сын помещика Версилова и Софьи Андреевны, жены дворового человека Макара
Аркадий изображен Достоевским как молодой человек своего времени, когда всюду, во всех сферах жизни ощущался разлад, утрата крепких основ. «Разложение — главная видимая мысль романа», — писал Достоевский. Аркадий — дитя «случайного семейства». В отличие от героев Толстого, еще крепко связанных с устойчивым дворянским бытом, с «почвой», он может полагаться прежде всего только на себя, хотя внутренне ищет опоры.
Неодолимой привлекательностью наделен для Аркадия образ его отца, Андрея Петровича Версилова. В нем он видит все то, чего лишен сам: красоту, уверенность в себе и в своем влиянии на окружающих, спокойное достоинство.
Версилов так определяет свою внутреннюю суть: «gentilhomme russe et citoyen du monde» (русский дворянин и гражданин мира). Версилов — русский европеец, подобно дворянским интеллигентам 30-х — 40-х гг. Создавая этот образ, Достоевский связывал его с Герценом, который воплотил собой наиболее ярко тип «русского скитальца». В одном из разговоров с Аркадием он вдохновенно размышляет о глубокой связи образованного русского человека с европейской культурой: «Русскому Европа так же драгоценна, как Россия: каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же была отечеством нашим, как и Россия. О, более! нельзя более любить Россию, чем люблю ее я, но я никогда не упрекал себя за то, что Венеция, Рим, Париж, сокровища их наук и искусств, вся история их — мне милей, чем Россия. О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!»
Версилов — сложный, двоящийся образ. Во многом он напоминает Николая Ставрогина: в нем есть демоническая привлекательность и эстетизм, неотразимо действующие на всех и особенно на женщин. Он так же отмечен трагической опустошенностью; все бури, и духовные, и сердечные, у него уже в прошлом, таинственном для окружающих. Версилов старше Ставрогина, он пережил «ставрогинский» возраст, да и принадлежит он другому поколению. Этот герой наделен не только демонизмом и богоборческой силой, но и глубокой задушевностью, способностью к рефлексии. Версилов размышляет о «золотом веке» человечества в связи с картиной Клода Лоррена «Асис и Галатея» — одной из любимых дрезденских картин Достоевского.
В «Подростке» Достоевский впервые дал крупным планом образ «народного странника», носителя положительного религиозного опыта Макара Ивановича Долгорукого. Достоевский хорошо знал традиции русского странничества. Макару Долгорукому свойственны «веселие сердца» и «благообразие», которых так не хватает большинству людей, охваченных страстями, корыстью, внутренним беспокойством. Макар оказывает особенное влияние на всех героев романа, членов сложного «версиловского» семейства. Он уходит из жизни, но, подобно старцу Зосиме в «Братьях Карамазовых», оставляет глубокий духовный след. Во многом благодаря Макару Ивановичу подросток Аркадий выходит из своих метаний внутренне повзрослевшим и возмужавшим. В конце романа автор оставляет своего героя на пороге новой жизни, о его «Записках» говорится, что они «могут послужить материалом для будущего художественного произведения, для будущей картины — беспорядочной, но уже прошедшей эпохи», когда «минет злоба», когда «будущий художник отыщет прекрасные формы даже для изображения минувшего беспорядка и хаоса». Таким произведением и стал «Подросток».