Разоблачение своеволия в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Русская литература XIX века имела особенную миссию: она была голосом всех прогрессивных людей страны, единственной возможностью говорить о противоречии и трагизме современности, отбивала напряженное искание общественной и личной правды. Федор Михайлович Достоевский осознавал эту миссию в полной мере, его личная судьба и творчество — это напряженный поиск путей усовершенствования человечества. За его собственным признанием, он был литератором-пролетарием. Желание помочь тысячам таких же обездоленных, как он, привело 25-летнего Достоевского
Достоевский считал, что русская литература его времени нуждалась в «новом слове», которое бы принадлежало русскому человеку большинства, какое бы способно было передать и хаос его существования, и сложность его интеллектуальных и моральных переживаний. Это «новое слово» стало ориентиром в его художественном творчестве.
Одно из самых выдающихся творений Достоевского, которое оказало большое влияние на мировую литературу, — роман «Преступление и наказание». Герой его — Раскольников — живет в тесной каморке, его отчислили из университета через несостоятельность платить за учебу. Как человек смелый, честный, полный внутренней силы, он не желает подчиняться моральным принципам мира, где богатый и сильный издевается над слабым и обездоленным, где погибает молодая, здоровая жизнь, задавленная бедностью. Убийство жадной, отвратительной процентщицы кажется ему вызовом той морали, которой люди подчинялись испокон веков, морали, которая утверждает, что человек — это бессильная «вошь». Но мало того, что первое убийство ведет за собой второе: один и тот же топор убивает и грешника, и праведника (во время убийства случайно возвращается сестра процентщицы, бедная забита Лизавета). Страшнее другое: убийство процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникови (хотя он не осознает этого) спряталась гордая, самолюбивая мечта о господстве над «Тварью дрожащей» и над «всем людским муравейником». Таким образом, круг размышлений и действий Раскольникова трагически закрывается. Автор принуждает героя отречься от своих наполеоновских планов, индивидуалистского своеволия, трагически пережить их последствия и найти новую жизнь, которая соединяет его с другими обездоленными и страдниками. Его любовь к Соне становится символом этой новой жизни.
Раскольников — трагическая фигура, в его душе разворачивается борьба добра и зла. Гений Достоевского заключается в том, что он художественно убедительно показал не только причины индивидуалистского своеволия, но и раскрыл его психологию. В романе много героев, которые на первый взгляд непосредственно не связаны ни с преступлением, ни с судьбой Раскольникова, но