Идейная борьба на страницах романа «Преступление и наказание»
Роман Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное тому, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся душа человека к постижению истины. Родион Раскольников — это совсем необычный преступник. Свое преступление — убийство старухи-процентщицы — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить верность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ
Преступление — сама жизнь общества, где царит зловещая власть денег, где все продается и покупается и принимает приличную форму законного беззакония, — общества, где почти каждый стоит перед необходимостью «переступить» нормы морали, по-своему «переступили» их Раскольников, Лужин, Свидригайлов.
Сложнейшая идейная борьба нашла свое отражение на страницах
За Словом идет Дело — убийство старухи. Кроме ростовщицы, убитой «по плану», Раскольников убивает — «случайно» — Лизавету. «Случайно» его вину берет на себя Миколка — еще одна едва не загубленная жизнь. «Случайно» из-за преступления сына сходит с ума и умирает мать героя. Раскольников — матереубийца. Невольный? Конечно. По чувству — невольный. А по «теории двух разрядов»? И не ведала мать, что, читая статьи Роди, приговор она себе читала смертный.
В довершение ко всему жизнь сталкивает Раскольникова с ненавистными ему людьми — Лужиным и Свидригайловым. А по лужинской теории «людей можно резать», но и по теории Раскольникова тоже. Оказывается, что Лужин и Раскольников — одного поля ягоды. Теория Лужина освобождает человека от ложной идеи любви к другим людям, от сознания долга личности перед обществом. Отбросив всякую мораль, она провозглашает, что единственная обязанность человека — это забота о «личном интересе», который должен стать гарантией «всеобщего преуспеяния». Ненавистен и гадок Лужин читателям, а Раскольников как бы уже не имеет морального права презирать Лужина? И сам герой понимает это! Раскольников пытается обмануть самого себя, найти в ужасной своей теории правую сторону — «хотел добра людям». Ради добра убивает Родион Лизавету! А подвернись на месте Лизаветы Соня, мать, сестра? Убил бы? И вот уже трескается монолитная его теория. За помощью обращается Раскольников к Соне, но «слабень-
кая» и «немудрая» Соня не понимает его «высокой идеи», опровергает ее. Именно Соня станет спасением для души Родиона. Она разрушает, уничтожает неопределенность и смятение его духа. Не случайно, что в день воскрешения убитой души Родиона звучит тема солнца, которое, казалось, погасло для него навсегда. Вместо ночных кошмаров — весеннее утро. Вместо гроба — «облитая солнцем необозримая степь».
Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова, потому что роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. «Живой процесс жизни» всегда опровергает идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута «живым процессом жизни» и идея Раскольникова: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое». Таким образом, в эпилоге линия событийной борьбы доведена до развязки, отношения Раскольникова с каторжными дошли до возможности трагического конца, идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление против нравственных норм жизни оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. Исход: начать новую жизнь.
Почему же книга Достоевского популярна и в наши дни? Почему она все так же волнует умы и сердца современных читателей?
Скорее всего потому, что мысли и идеи, заложенные Достоевским в «Преступлении и наказании», актуальны и в наши дни. Множество современных и молодых людей частенько задают себе такие же вопросы, какие задавали себе герои «Преступления и наказания». Множество людей, живущих в XX веке, стоят перед выбором: двигаться ли «по пути наименьшего сопротивления», приняв за истину то, с чем легче всего жить, или через страдания и ошибки, борьбу и неудачи, то есть тем же путем, по которому вел Достоевский своего героя, пробиться к тому единственному и вечному, что называют Истиной. Особенно актуальны идеи Достоевского в наше время, когда обезумевший мир шаг за шагом приближается к гибели не только духовной, но и физической. Что же спасет мир? Да и есть ли у мира надежда на спасение? На этот вопрос еще в XIX веке ответил Достоевский: «Красота спасет мир!»