Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского явился итогом мучительных раздумий писателя о противоборстве двух начал, доброго и злого, свойственных природе каждого человека. В своем произведении Достоевский скрупулезно анализирует духовный мир главного героя романа, Родиона Раскольникова, и те побудительные мотивы, как внешние, очевидные, так и скрытые, глубинные, которые привели его к злодеянию. Адекватно оценить личность героя, проникнуть в тайники его души читателю помогают психологические двойники Раскольникова.
Находясь

в крайней нужде, мучительно переживая бедственное положение матери и сестры, жертвующих собой ради него, нравственно страдая за всех «униженных и оскорбленных», Раскольников вынашивает в своей голове план преступления, под которое подводит теоретическое обоснование.
По теории Раскольникова, все люди от рождения делятся на два разряда: «на низших (обыкновенных), так сказать, на материал. и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». При этом «необыкновенные» люди ради какой-то высокой дели не только могут, но и должны переступить через жизни одного, десяти
или ста человек «обыкновенных», которые «обязаны быть послушными, потому что это их назначение». Не замечая всей губительности и жестокости своей теории, Раскольников хочет проверить на деле, к какой категории относится он сам. «Вошь ли я, как все, или человек?. Тварь ли я дрожащая или право имею?» — вот вопросы, мучительно терзающие его душу. Будучи человеком гордым, ощущая свою интеллектуальную неординарность, Раскольников не желает относить себя к «материалу», служащему «единственно для зарождения себе подобных», поэтому он, якобы для блага всех нищих и обездоленных, разрешает себе совершить «справедливое убийство» старухи-процентщицы, называя ее «гадкой, зловредной вошью».
Теория Раскольникова не оригинальна — сходные мысли тогда «витали в воздухе» и приходили в голову многим разочаровавшимся молодым людям. Незнакомый студент, разговор которого с молодым офицером случайно подслушал Раскольников в трактире, горячо доказывал своему собеседнику, что «одно крошечное преступленьице» с лихвой оправдается «тысячами добрых дел». Этот студент — духовный двойник Раскольникова. Более того, он своими высказываниями дал дополнительный импульс идее убийства «глупой и злой старушонки».
Порфирий Петрович, ведущий дело об убийстве, легко вычисляет Раскольникова, главным образом основываясь на психологическом анализе преступления. Помогает ему в расследовании тот факт, что в молодости он сам переболел «бонапартизмом». «Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую», — признается он подозреваемому. Пережив в прошлом сходные ощущения, осознав губительность аналогичных идей, возвысившись над ними, Порфирий Петрович говорит: «Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния.» Он называет Раскольникова «наиблагороднейшим человеком», а в преступлении его видит «книжные мечты», «теоретически раздраженное сердце».
Одним из психологических двойников Раскольникова в романе является также расчетливый делец Лужин. У него тоже имеется своя жизненная теория — «теория цел

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»