Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Роман “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского явился итогом мучительных раздумий писателя о противоборстве двух начал, доброго и злого, свойственных природе каждого человека. В своем произведении Достоевский скрупулезно анализирует духовный мир главного героя романа, Родиона Раскольникова, и те побудительные мотивы, как внешние, очевидные, так и скрытые, глубинные, которые привели его к злодеянию. Адекватно оценить личность героя, проникнуть в тайники его души читателю помогают психологические двойники Раскольникова.
Находясь

в крайней нужде, мучительно переживая бедственное положение матери и сестры, жертвующих собой ради него, нравственно страдая за всех “униженных и оскорбленных”, Раскольников вынашивает в своей голове план преступления, под которое подводит теоретическое обоснование.
По теории Раскольникова, все люди от рождения делятся на два разряда: “на низших (обыкновенных), так сказать, на материал. и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”. При этом “необыкновенные” люди ради какой-то высокой дели не только могут, но и должны переступить через жизни одного, десяти
или ста человек “обыкновенных”, которые “обязаны быть послушными, потому что это их назначение”. Не замечая всей губительности и жестокости своей теории, Раскольников хочет проверить на деле, к какой категории относится он сам. “Вошь ли я, как все, или человек?. Тварь ли я дрожащая или право имею?” – вот вопросы, мучительно терзающие его душу. Будучи человеком гордым, ощущая свою интеллектуальную неординарность, Раскольников не желает относить себя к “материалу”, служащему “единственно для зарождения себе подобных”, поэтому он, якобы для блага всех нищих и обездоленных, разрешает себе совершить “справедливое убийство” старухи-процентщицы, называя ее “гадкой, зловредной вошью”.
Теория Раскольникова не оригинальна – сходные мысли тогда “витали в воздухе” и приходили в голову многим разочаровавшимся молодым людям. Незнакомый студент, разговор которого с молодым офицером случайно подслушал Раскольников в трактире, горячо доказывал своему собеседнику, что “одно крошечное преступленьице” с лихвой оправдается “тысячами добрых дел”. Этот студент – духовный двойник Раскольникова. Более того, он своими высказываниями дал дополнительный импульс идее убийства “глупой и злой старушонки”.
Порфирий Петрович, ведущий дело об убийстве, легко вычисляет Раскольникова, главным образом основываясь на психологическом анализе преступления. Помогает ему в расследовании тот факт, что в молодости он сам переболел “бонапартизмом”. “Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую”, – признается он подозреваемому. Пережив в прошлом сходные ощущения, осознав губительность аналогичных идей, возвысившись над ними, Порфирий Петрович говорит: “Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния.” Он называет Раскольникова “наиблагороднейшим человеком”, а в преступлении его видит “книжные мечты”, “теоретически раздраженное сердце”.
Одним из психологических двойников Раскольникова в романе является также расчетливый делец Лужин. У него тоже имеется своя жизненная теория – “теория цел


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Характеристика діалогічного мовлення.
Сейчас вы читаете: Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”