Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского
В романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание» поставлены сложные социальные, философские, нравственные проблемы: цели и смысла человеческого существования, столкновения идеологии и жизни, преступления и наказания, бунта и смирения, падения личности и духовного возрождения. В центре внимания писателя — страшная действительность России середины XIX века, кричащие контрасты общества: нищета, бесправие, угнетение «униженных и оскорбленных» и роскошь, пресыщение, вседозволенность «хозяев жизни». В этом «страшном»
Софья Семеновна — дочь от первого брака Мармеладова Семена Захаровича, опустившегося чиновника. Соня — это девушка «лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Когда они оживлялись, «выражение лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Несмотря на свой возраст, Соня казалась почти ребенком. Эту деталь писатель не случайно несколько
Жизнь с несчастным отцом-пьяницей, с мачехой Катериной Ивановной — «сумасшедшей от горя», среди голодных детей, безобразных криков и попреков вынуждает Соню на отчаянный шаг — пойти по «желтому билету». Свой первый заработок — тридцать целковых — она молча выложила перед Катериной Ивановной. Соня «переступила», чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой. Соня наделена даром бесконечного сострадания к людям. Девушка ни от кого не потребовала благодарности. Сила пережитого стыда отражается в словах о ее душевном состоянии: она закрыла платком «совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают». Соня молча отрыдала свою боль и унижение. Ее поступок Достоевский расценивает как нравственный подвиг: «Так не на земле, а там. о людях тоскуют, плачут, а не укоряют». Безответная Соня вынуждена жить отдельно от семьи, но она все равно помогает Катерине Ивановне. Когда Мармеладову дали еще один шанс и взяли снова на службу, девушка и мачеха купили ему мундир, сапоги. Мармеладов снова все пропил, и взял у дочери деньги на похмелье. Он вспоминает: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел. Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела.»
Раскольникова глубоко потрясает судьба Сони. Она идет по другой дороге, смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. Раскольников считает, что сделал своей сестре честь, когда посадил ее рядом с Соней. Лужину, оскорбляющему девушку, главный герой заявляет, что тот не стоит ее мизинца. Для Раскольникова, как и для автора, Соня Мармеладова — «. вечная Сонечка, пока мир стоит!» Она воплощает человеческое страдание, бесконечные нравственные муки. Отсюда рождаются странные на первый взгляд порывы Раскольникова: «Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу». Родион объясняет изумленной девушке: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Сама Соня считает себя «великой грешницей». «Приниженная, убитая, расфранченная и стыдящаяся», смиренно ожидает своей очереди проститься с отцом; боится сесть в присутствии «дам»; не смеет даже и взглянуть на Дуню. Мысль о бесчестном и позорном ее положении давно истерзала Соню до чудовищной боли.
Робкая от природы, Соня понимает, что каждый может безнаказанно ее обидеть. И поэтому кротостью, покорностью старается избежать беды. Подлый поступок Лужина, обвинившего ее в воровстве, заставляет Соню ощутить мучительное чувство беспомощности. И тем не менее она никого не судит: «И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Соня тверда в своих убеждениях. Когда Раскольников заговорил о принципах жизни Сони, о ее вере в Бога, девушка изменилась, стала решительной, гневной, сильной. Достоевский показывает, что именно христианская вера помогла Соне сохранить чистую душу, только вера в Бога дает ей силы: «Что ж бы я без Бога-то была?» «Ненасытимое сострадание» к ближнему столь велико в душе Сони, что она «свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет».
Достоевский не случайно упоминает, что Соня была дружна с Лизаветой. Именно сестра старухи-процентщицы принесла девушке «Новый завет». Они обменялись крестами. Когда Раскольников признался Соне, что он убийца, то увидел, что лицо девушки приняло то выражение, с которым Лизавета отстранилась от занесенного над ней топора. Обе эти женщины воплощают нравственный идеал писателя. Они не плачут, не стонут, а, все отдавая, «глядят кротко и тихо».
Любовь Сони спасает Раскольникова. Она надевает ему на грудь кипарисный — «простонародный» — крестик, благословляя на будущее страдание, а когда Раскольников идет на попятную, встречает его таким «диким» взглядом, что он уже не может не заявить на себя. Соня навещает Раскольникова в тюрьме, а затем отправляется за ним в Сибирь. Там ее все любили, потому что чувствовали в ней божьего человека. Клейменые каторжники кланялись ей и говорили: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!» Они знали, что она добровольно последовала за Раскольниковым, хвалили ее за все, ходили к ней лечиться.
Не случайно Достоевский дает героине ее имя. Оно переводится с греческого языка как «мудрость». В христианстве святая София особо почитается. Она погибла в муках за веру. Имя героини придает особую глубину ее образу.
Мудрость Сони — в смирении и терпении, в любви к ближнему. Соня жертвует собой во имя воскресения души Раскольникова. Она совершает нравственный подвиг — разделяет с любимым человеком каторгу и ссылку. Образ Сони помогает писателю выразить свою заветную мысль: зло можно уничтожить только путем нравственного самоусовершенствования.