Эпоха изображенная в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»
Реформа 1861 года вызывает бурные дебаты в обществе. Ведь она, фактически, отменила крепостное право, что, безусловно, можно считать благом для народа. Однако вместе с отменой крепостного права произошли очень многие не менее важные изменения в обществе. Во-первых, Россия окончательно встала на капиталистические рельсы развития. Она очень быстро стала переходить от одной модели общества к другой. Но скорость перехода оказалась слишком высока, чтобы не произвести побочных эффектов. Ведь Россия делала за десятилетие то, на что многим странам Европы
Все это породило огромную волну безработицы, проституции и пьянства. Проблема «трезвости» приобрела общегосударственное значение. В апреле 1865 года в Петербурге была учреждена комиссия для пересмотра правил о торговле крепкими напитками в целях ограничения их «излишнего потребления в народе». Большинство писателей того времени, так или иначе, затрагивали эту проблему. Федор Михайлович Достоевский наиболее остро поставил ее в произведении «Преступление и наказание».
Одна из сюжетных линий этого романа имела
Похожий эффект оказывает на читателя маленькая деталь во время убийства. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету — ее сестру, кроткую и тихую женщину, — острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. «Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора». Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В этом произведении есть очень много таких же деталей, которые мы, сознательно, не замечаем, а воспринимаем их только подсознанием. Например, числа «семь» и «одиннадцать», как бы преследующие Раскольникова.
Достоевский был мастером портрета, однако в стремительном ритме большинства его произведений портреты и описания остаются незамеченными, но образ, созданный ими, поразительно четко вырисовывается в нашем сознании. Например, описание старухи-процентщицы, вся выразительность которого достигается за счет уменьшительных слов: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом . Старушонка поминутно кашляла и кряхтела». Даже образ Петербурга, созданный за счет нескольких коротких описаний, оказывается поразительно живым, непосредственно взаимодействующим с главным героем.
Возвращаясь к замыслу «Преступления и наказания», я хочу отметить, что одной из основных линий романа стала полемика с Чернышевским, с его теорией «разумного эгоизма». Достоевский открыто отрицал ее. Для этого он включил в эпилог третий сон Раскольникова. В нем трихины эгоизма поражают весь мир, «как чума», отчего люди становятся «бесноватыми, сумасшедшими», но считают себя «умными и непоколебимыми в истине». Начинаются страшные бедствия из-за непонимания между людьми. «Все и все погибает». Спастись могут «только несколько человек» «чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей». Эти избранные, очевидно, люди глубокой веры, такие как Соня, которая является воплощением духовности в произведении. В этом сне Достоевский указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех норм, понятий, всех критериев добра и зла.