Преступление и наказание Раскольникова


Я себя убил, а не старушонку. Ф. Достоевский. Преступление и наказание Ф. М. Достоевский – замечательный писатель-психо­лог. На страницах романа “Преступление и наказание” перед нами раскрываются сложные человеческие характе­ры и конфликты, разворачивается мучительная борьба ге­роя с самим собой и внешними условиями. Раскольников, главный герой романа, всего лишь бед­ный студент, живущий в каморке, которая больше похожа не на комнату, а на шкаф, гроб, настолько она убога. Но и за это жилище нечем платить, не говоря уже о дальней­шем обучении в университете. “Изуродованный нищетой” и, несправедливостью, Рас­кольников постоянно размышляет над своей жизнью. Он умен, и его постоянно мучают вопросы вечного характера: почему одни, добрые, умные, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, подлые, нич­тожные, глупые, живут в довольстве и роскоши? Как это изменить? В ходе своих размышлений молодой человек приходит к выводу, что все человечество делится на две категории: обыкновенных людей, или “тварей дрожащих”, и на сверх­людей, которым все дозволено, которые, двигаясь к цели, не выбирают средства, готовы даже пойти на преступление, как, например, Наполеон. Причислив себя ко второй кате­гории, Родион Раскольников решает убить старуху-про­центщицу – “глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому


не нужную, а напротив, всем вредную ста­рушонку”, а взяв ее деньги, помочь любимым матери и сестре, заплатить за учебу, помочь бедным и вообще загла­дить свое “крохотное преступленьице” множеством доб­рых дел. Герой романа идет на это преступление, убивая не толь­ко старуху, но и ее несчастную сестру Лизавету – случай­ную свидетельницу преступления. И, как Раскольников после признается Соне, его мотивы были совсем не так благородны, как он пытался показать вначале: “Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил. Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем чело­вечества. Вздор! Я просто убил, для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать. вошь я, как все, или человек?” Ошибочность теории Раскольникова мы понимаем очень скоро, поскольку наказание за преступление начи­нается сразу же. Вернувшись домой, главный герой на несколько дней впадает в беспамятство, а придя в себя, обнаруживает, что уже не может жить по-прежнему. Он чувствует, что, словно “ножницами, отрезал себя от всего и всех”. Пролитая кровь отгородила его от остальных людей. Стремясь помочь матери и сестре, он шел на преступление, а теперь ему трудно с ними разговаривать, страшно смотреть им в глаза. “Мертвенный холод” в душе становится для Раскольникова страшной распла­той за убийство. Словно в кривом зеркале, предстает перед Раскольниковым его идеал “сильной личности” – Свидригайлов, который уже давно освободился от угрызений совести и искренне уверен, что ему позволено все: насилие, убийство, разврат. Циник и эгоист, он освободил себя от решения нравственных вопросов “человека и гражданина”, и поэто­му от всей души наслаждается дарованной себе самим собою же вседозволенностью. Однако страшное падение этого человека заканчивается тем, чего он боялся больше всего на свете – смертью. Раскольников же, испытывая нечеловеческие страдания и муки совести, остается человеком, и в этом ему очень сильно помогает Соня, которая является для героя вопло­щением бесконечных нравственных мук. Раскольников сознается в своем преступлении и его ссылают на катор­гу. Соня едет за ним. Страдания, перенесенные Раскольниковым в далекой Сибири, становятся для него очищающими, поскольку глав­ный – внутренний, духовный – суд он уже совершил над собой сам. Но окончательно Раскольников освободился от пут своей теории только тогда, когда полюбил другого че­ловека, готового разделять его печали, радости, муки и торжество: “они оба были бледны и худы, но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь”. И мы понимаем, что своим состраданием и любовью Соня спасла сильного, умного, но заблудившегося человека. Создав и разрушив на страницах романа теорию “силь­ной” личности, Достоевский провозгласил идею ценности любой человеческой личности, которая, в свою очередь, дол­жна следовать в своей жизни закону своей совести – нрав­ственному закону.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Герой романа медного всадника.
Сейчас вы читаете: Преступление и наказание Раскольникова