Сюжет, герои и проблематика баллады В. А. Жуковского “Светлана”

Жуковский обратился в балладе “Светлана” к мифологическому сюжету о “свадьбе с мертвецом”. Ранее этот сюжет был использован немецким поэтом Г. А. Бюргером в его романтической балладе “Ленора”. Жуковский перевел “Ленору” на русский язык и дал ей заглавие “Людмила”. В содержательном плане перевод сохранил верность оригиналу. Девушка ожидает с войны своего возлюбила того. Возвращается войско, но жениха героини среди воинов нет. Она сетует на судьбу и на Бога, вследствие чего дальнейшие события определяются воздействием неких мистических сил. В полночь на ее крылечке появляется жених. Героиня радостно приветствует его, он же, мертвенно-бледный и “унылый”, зовет ее поехать в его далекий дом – этим “домом” оказывается могила. Так наказана героиня за то, что посмела возроптать на Бога.
Автор стремился создать национальный характер русской девушки, однако в “Людмиле” эта творческая задача не была pешенa. В “Светлане” тот же сюжет о мертвеце рассказан Жуковским по-иному. Жутковатый колорит повествования, традиционный для романтической “страшной баллады”, автор уравновешивает поэзией любовных переживаний, счастливой развязкой. К поэтическим открытиям автора относится и образ героини. В Светлане воплощен характер русской девушки – жизнерадостной и деятельной, способной к жертвенной и верной любви. Впоследствии в русской литературе неоднократно воспроизводился этот тип героини.
Сюжет о мертвеце предваряется в балладе бытовой cценкой святочного гадания, а завершается “Светлана” пробуждением героини от сна, возвращением в реальную жизнь и счастливой встречей с женихом. Бытовое обрамление мистического сюжета изменяет характер произведения в целом. История о мертвеце предстает как своего рода забава – не более чем страшная сказка, рассказанная перед сном. В то же время сцена гадания позволяет поэту воспроизвести черты русского национального быта, народных обычаев:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окнам
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном.
Девушки веселятся, только Светлана грустна (ведь от ее суженого “вести нет”). Во имя любви героиня решается испытать судьбу и приступает к гаданию. Для нее это становится тяжелым испытанием: она остается наедине с неведомыми силами и охвачена страхом:
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи.
Но вот слышится стук замка, а затем “тихий, легкий шепот”. Суженый вернулся, он зовет героиню в церковь, и Светлана без колебаний отправляется в путь со своим мнимым женихом.
В фольклорной традиции образ дороги связан с представлениями о жизненном пути. Так и в “Светлане” дорога символизирует жизненный путь героини – от венца до могилы. Но этот путь Светлана совершает с неподлинным суженым, чем и объясняются ее смутные, тревожные предчувствия, дрожь ее “вещего” сердца.
Кони мчатся сквозь метель и вьюгу по заснеженной и безлюдной степи. Все пророчит беду, говорит о присутствии злых сил: белый снег (ассоциирующийся с покрывалом смерти – саваном), черный ворон, мерцание луны. Дважды упоминается и о гробе – явном знаке смерти. Светлана и ее “жених” скачут сначала в Божий храм, а затем в “мирный уголок”, “хижинку под снегом” (метафора могилы). “Жених” исчезает, а Светлана остается наедине с безвестным мертвецом и предчувствует близкую смерть: “Что же девица?. Дрожит. Гибель близко.”
Кульминационным событием становится сцена внезапного “оживления” мертвеца (“Простонав, заскрежетал страшно он зубами.”), в котором героиня узнает своего жениха. Однако уже в следующее мгновение она, очнувшись ото сна, сидит в своей светлице у зеркала (перед которым начиналось гадание). Ужас пережитого позади, а героиня вознаграждена и за свои страхи, и за свою готовность последовать за любимым в безвестную даль: раздается звон колокольчика, и реальный, живой жених Светланы – статный и “любезный” – подходит к крыльцу.
Включив традиционный сюжет в новую форму, поэт связал балладу со сказкой, благодаря чему традиционные для баллады сюжетныe клише оказались переосмысленными. В частности, образ дороги типичен и для баллады, и для сказки. В сказке героя ждет заслуженная награда в конце пути, так происходит и в “Светлане”. Чем заслужила “награду” героиня? Во-первых, своей преданностью, верностью, душевной стойкостью. Во-вторых, своей верой в Бога, к которому она постоянно обращается за душевной поддержкой (“Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась.”).
Божий Промысел, показывает поэт, охраняет живую душу, не дает ей погибнуть. Если та не отступает от истинной веры, на смену ночи приходит день – светлое время, наполненное красками и звуками: “.шумный бьет крылом петух.”, “.снег на солнышке блестит, пар алеет тонкий.”. В “Светлане” торжествует, в отличие от традиционных баллад, радостное и светлое восприятие жизни, побеждают народные начала, носителем которых выступает Светлана.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Классицизм 17 века в литературе.
Сейчас вы читаете: Сюжет, герои и проблематика баллады В. А. Жуковского “Светлана”