Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников
Роман А. Н. Толстого для меня, человека, интересующегося историей России, имеет особую ценность. В романе мы находим описание эпохи, описание характеров (как характеров народных, так и характеров аристократов). Прослеживаются такие нити, связывающие народ и власть. Из романа Толстого мы получаем полную картину взаимоотношений власти с народом и народа с властью, так волнующую умы многих историков, так важную для меня. Проблема взаимоотношений народа и государства — это, без сомнения, вечная проблема России. Конечно же, А. Н. Толстой не мог обойти
Ведь и понять и осмыслить прошлое — это значит понять и осмыслить настоящее и будущее. На мой взгляд, это утверждение не требует доказательств. Эпоха петровских реформ, косвенных преобразований жизни России начала XVIII века,
Тема взаимоотношения народа и государства явственно проступает с первых страниц романа. Царь умер, начинается смутное время. В романе показано волнение народа за свою судьбу, судьбу России. Толстой верно показал, что российский народ не мыслит своей судьбы в отрыве от судьбы Родины. Правда, по моему убеждению, народ России склонен боятся резких, коренных перестроек, как жизни государства, так и перестроек жизни собственной. Возможно, поэтому сторонники царевны Софьи, которая хотела безмятежного правления «по старинке», сумели направить народ против Петра, от которого ждали преобразований. Сцены убийства Матвеева, народных волнений еще раз подчеркивают боязнь народа за свое будущее. Необразованная народная масса не лишена возможности понять необходимость изменений (возможно, этим и вызваны теперешние наши проблемы).
Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительством Софьи. Петр начинает находить поддержку народа. Но Сашка Меншиков, исходя из народа, становится его главным помощником. Из крестьянских детей сформированы Преображенский и Семеновский полки, которые так славно послужили Родине. Придя к власти, Петр начинает реформы. Начинает он их жестоко. Но Толстой, на мой взгляд, верно оправдывает эту жестокость. «Темный» люд не в силах понять свое благо, этим и вызвано насильственное его вовлечение в перемены.
Петр, насаждая обычаи, далекие российскому образу жизни, вызывает народное недовольство, вылившееся в стрелецкий бунт. Жестокой расправой с бунтовщиками Толстой показывает нежелание государства понять психологию народа. Это, мне кажется, главная проблема отношений власти и народа в России.
Огромная, на мой взгляд, заслуга А. Толстого заключается в том, что он сумел показать не только противостояние народа и власти, но и единение его с государством. Такой пример — сцены боев со шведами. В этих сценах великолепно показано единение власти с народом, и прежде всего на примере царя. Петр помогает перетаскивать пушки, находится в самой гуще сражений, ведет разговоры с солдатами. Тут Толстой показал, как исчезает пропасть, разделяющая власть и народ. Народ един, народ могучий выступает на первый план. Но в то же время у меня вызывает глубокое чувство горечи то обстоятельство, при котором народ и власть объединились. Неужели это возможно только перед лицом внешней опасности? Пока я прихожу к выводу, что да.
Задумав строительство Петербурга на отвоеванном устье Невы, Петр снова начинает прокладывать тот ров, ту пропасть, которая стоит перед народом и властью. Город растет «на костях». Это служит еще одним подтверждением: единство народа и власти в мирное время недостижимо.
Для меня в романе Толстого «Петр I» отношения народа и власти проявились во всем их многообразии и противоречии. Для себя автор решает проблему однозначно: он отрицает насилие государства над народом, чем бы оно не оправдывалось. Решить для себя этот вопрос должен каждый. Моя точка зрения совпадает с точкой зрения автора. Вряд ли можно оправдать страдания народа благими намерениями.
Эпоха петровских преобразований и личность Петра I привлекли пристальное внимание Толстого еще до появления романа. Очевидно, автор находит определенные параллели и перекликания того времени и периода двадцатых — тридцатых годов XX века в России.
Фигура Петра в изображении Толстого многоплановая и сложная. Образ царя дан в развитии. В начале романа Петр — мальчик, яростно отстаивает свое право на престол, долговязый и угловатый. Ему приходится пережить много страшных моментов: убийства, заговоры, бегство, бунт стрельцов, казни провинившихся и непокорных. Постепенно из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный бесстрашный полководец.
Писатель изображает Петра таким, о котором Пушкин писал: «Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». Образ царя дан в постоянной динамике, стремительности, он рвется вперед, толкая Россию на новые пути. Властный четырнадцатью ремеслами, Петр меньше всего заботится о сохранении «царственного величия». Толстой изображает его на приеме у посла и у кузнечного горна; прикрепляющим снасти на паруснике и в бою со шведами; в царских покоях рядом с Натальей Кирилловной и в трактире Монса. Петр действительно велик своей энергией, умом, волей.
Великий он и тогда, когда, презрев вековые устои, велит «знатность по годности считать». Он ценит талантливых людей, дает им возможность развить свои способности, щедро награждает за талант и трудолюбие.
Но роман — не только «жизнеописание» царя Петра I, изобразить личность великого человека невозможно вне исторического контекста. Толстой воспроизводит основные политические и исторические события рубежа XVII-XVIII веков (стрелецкие бунты, Азовские походы, войну со шведами, строительство Петербурга). Эпоха Петра не определяется только событиями российского масштаба. Толстой изображает европейских политиков и государственных деятелей; на страницах романа появляются Карл, Август, турки, поляки, шведы.
Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников: Александра Меншикова, Алексея Бровкина, Никиты Демидова, которые вышли из низов и с честью боролись за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов (Родомановский, Шереметьев, Репнин), которые служат царю и его прогрессивному делу.
Основной конфликт эпохи в изображении Толстого состоит в том, что Петр, стремящийся сдвинуть Россию с мертвой точки, думает о будущем людей, добывает средства для реформ у тех, ради кого они происходят. Новые налоги, притеснения вызывают стихийный народный протест, брожение и недовольство: «Третью кожу с мужика бьют. Оброчные — плати, кормовые боярину — дай, в казну — плати, мостовые — плати, на базар выехал — плати».
Толстой развертывает в романе широкую картину народной жизни России той эпохи. Характер, взгляды, симпатии и антипатии народа особенно ярко проявляются в «массовых сценах». Нищие, раскольники, крестьяне, среди которых выделяются образы Цыгана, Жело, Воробьевых, Голикова, — такой народ в романе, многоликий, борющийся, страдающий. Толстой не успел завершить роман. Но с его страниц встают образы той эпохи и Петра I — преобразователя и государственного деятеля, кровно связанного со своим государством и эпохой.