Тема судеб России в трилогии «Хождение по мукам»

Открывается роман изображением Петербурга — столицы Российской империи. Первая небольшая главка, своего рода заставка к роману, весьма многозначительна, содержательна и важна как для понимания темы романа, так и его идейной направленности. Ее_»,нужно прочитать в классе и дать глубокий комментарий. Несмотря на то, что роман «Сестры» был произведением о современности, сама-то современность рассматривается в нем как следствие исторического развития страны. «Связь времен», прошлого и настоящего, чувствуется но всем. На первой же

странице романа вспоминается дьячок петровских времен, который, увидев «кикимору — худую бабу и простоволосую» «кричал в кабаке; Петербургу, мол, быть пусту». За что был «пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно».
Затем с помощью литературных реминисценций из Пушкина и Гоголя А. Толстой обращает внимание на произведения колоссального художественного воздействия -«Медный всадник» и «Шинель», в которых классики подымали важнейшие социальные проблемы, раскрывали страшные конфликты с глубоко гуманистических позиций, защищали «маленького человека». И даже мысли современного поэта
Бессонова о Петербурге, представляющие собою «лишь мечту, бред, возникший в его голове, отуманенной вином, любовью и скукой», перекликаются с гоголевским утверждением в «Невском проспекте»: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!».
Тогдашняя столица Российской империи — наследница и продолжательница двухвековой петербургской традиции. Необходимо обратить внимание на преобладание мрачных красок в обрисовке Петербурга: «туманные улицы», «мрачные дома с темными окнами», «дремлющие дворники», «хмурый простор Невы», «неуютные и нерадостные дворцы», «глаза, как городская муть», «бредовые видения», «бешеные взрывы фантазии», «петербургские призраки», «полуночная жизнь», «эпидемия самоубийств», «истерические женщины», «кровавые и возбуждающие процессы», «зараза», «биржевые махинации», «вывихнутые мечты», «разрушение», «пошлость», «пороки и извращения», и т. п. Все это создает картину всеобщего разложения и умирания Российской империи.
Первая глава накладывает отпечаток на все последующее повествование, которое нельзя свести только к рассказу о судьбе двух сестер. Во второй главе» как бы конкретизирующей большую картину Петербурга, говорится о сборищах членов общества «Философские вечера»- представителей декадентского искусства. Вполне естественно, что в них участвуют в большинстве представители буржуазной интеллигенции, здесь высказываются бредовые идеи: «повернитесь к прошлому задом! Кто там у меня за спиной? Венера Милосская? А что — ее можно кушать? Или она способствует рощению волос? Я не понимаю, для чего мне нужна эта каменная туша? Но искусство, искусство, брр!.». По определению Александра Жирова, Сапожков, провозглашающий такие речи, говорит «как пророк», «то, чего мы все втайне хотим, но сказать боимся».
Но и здесь, среди людей, оторванных от народа, звучат мысли о народе, о том, что «он все-таки проснется и заговорит», что «народ могут разбудить только фабричные свистки» и тогда все окончится «большой кровью». В этой главе впервые появляется И Даша Булавина, которую портретной характеристикой («подперев кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном черном платье, закрытом до шеи»), Толстой сразу же выделяет из числа присутствующих. С образом Даши читатель не расстанется вплоть до последней страницы трилогии.
Запоминается своей безудержной фантазией и необы

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема судеб России в трилогии «Хождение по мукам»