Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый»

А. Толстой показал, что жизнь крепостных при Петре ничуть не улучшилась. Через весь роман проходят картины нищенской жизни крестьян. При правлении царевны Софьи мужики помещика Волкова ели лебеду, спасались от голодной смерти бегством и разбоем, то же и при Петре. «.Ныне у нас ни хлеба, ни дров, ни скотины нет, погибаем голодною и озябаем студеною смертью. Лебеду едим, тело пухнет. Смилуйся.» — жаловались царю крепостные на воеводу Степку Сухотина. Вес это вызывало народное недовольство, протест, готовность в любую минуту присоединиться

к бунтарям. Вот почему крестьяне так внимательно прислушиваются к словам пегобородого Ивана — старого атамана, обещающего поднять казаков на восстание.
В конце XVII — начале XVIII веков России, отстаивая свою независимость и целостность, пришлось решать ряд вековых споров с соседями, прежде всего турками и шведами. Возврат исконных земель у Черного и Балтийского морей был жизненной необходимостью для страны. Толстой на многих эпизодах и образах показывает, что Петр, как полководец, и его армия мужали в боях с внешними врагами. И хотя тяжесть этой борьбы в основном ложится на простых людей, они все же понимают царя
и, возмужав в боях, народ и Петр охвачены единым патриотическим порывом.
Россия того времени, по мнению Добролюбова, нуждалась в таком именно характере, как был у Петра: «.сто ничто не могло отклонить от того, на что однажды решился. Крепкая воля его умела преодолевать все препятствия, это центральный тон в романе. На его страницах он» предстает иным, чем у предшественников Толстого.
Толстой сумел изобразить в романе глубокие социальные противоречия эпохи. В этом произведении представлены все слои населения России: боярство, купечество, придворные, чиновники, стрельцы, крестьяне. В переплетении и борьбе классовых интересов пробивает себе путь прогрессивное, олицетворенное в романе в деятельности Петра и социальных сил, его поддерживающих.
Особенно это проявилось при штурме крепости Нарва. Военное искусство, мужество и бесстрашие, самопожертвование и бешеный напор проявляют командиры и солдаты. Порыв войск, стремительность их штурма, упоение боем Толстой передает короткими фразами: «Меньшиков бежал через плавучий мост среди низкорослых стрелков ингерманландцев, потрясая шпагой — кричал во весь рот. Все солдаты кричали во весь рот. Стрелки хлынули через гребень пролома в город. солдаты лезли на лестницы густо и зло. Шведы не успели опрокинуть огненные бочки наши были уже на стенах. 11 три четверти часа все было кончено. Как ураган, ворвались русские на площади и улицы старой Нарвы. Остановить, отбросить их было уже невозможно.»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Глубина изображения социальных противоречий эпохи в романе «Петр Первый»