Допетровская эпоха в романе А. Толстого «Петр Первый»
М. Горький назвал роман А. Толстого «Петр Первый» «первым в нашей литературе настоящим историческим романом». Автор в «Петре Первом» художественно осмысливает конкретное содержание эпохи, ее неповторимый облик и колорит, показывает тенденции общественного развития, общенародные события и индивидуальные судьбы персонажей. Детально изображает писатель эпоху, предшествующую приходу великого царя-реформатора Петра Первого. Толстой рисует Россию стонущую, многострадальную, задыхающуюся от собственного невежества и жаждущую
Яркое представление о допетровской эпохе читатель получает уже с первых страниц романа. Толстой описывает жизнь и быт семьи крестьянина Ивана Бровкина. Изба у Бровкина «прокисшая», свет в нее чуть брезжит сквозь маленькое оконце, топится она по — черному. Дети все босы, в одних рубашках до пупка, «малую надобность» справляют у крыльца, пьют «пахучую воду», с осени застоявшуюся в сенях. Один сын, Алешка отдан Иваном Артемьичем за недоимку боярину в вечную кабалу. Жена Бровкина, хозяйка дома, стоит у печи, она еще не стара, но у нее
Неприглядная, унылая жизнь. А двор Бровкиных еще считается зажиточным — жалкая лошаденка с раздутым пузом, корова, четыре курицы. Беспросветность, нищету, убожество, темноту подчеркивает автор.
Не лучше живет и дворянин Василий Волков. У него половина земли заложена в монастыре, дворовых холопов всего пятнадцать душ. Один из них юродствует на паперти, денег приносит, двое продают в Москве ложки, лапти, свистульки. Этим только и живет Василий.
Россия стонет от непомерных даней, оброков, пошлин. Государство истощено от войн, смут, бунтов, казна «за два с половиной года жалованье задолжала стрелецким полкам». Недовольны жизнью купцы: нет возможности для торговли, всем владеют немцы, спроса на товар нет.
Ярким свидетельством всеобщего невежества служит описание царева кабака: «На дворе на желтых от мочи сугробах, на навозе валяются пьяные». Здесь процветает пьянство, ругань, драки.
Ужасают своей жестокостью публичные казни. Нередкое зрелище — виселицы с трупами, у которых исклеваны глаза; рвы, полные занесенных снегом мертвецов.
Поражает царская мыльня — баня для народа в Москве. Ходят в нее «не столько париться, сколько поглядеть, посмеяться, когда в общий предбанник из облаков пара выскакивают голые бабы, прикрываясь вениками».
«Нищета, холопство, бездолье»,- подмечает рассказчик. Мужики «с поротыми задницами» нехотя возделывают постылую землю, урожаи низкие.
Особенно ярко выглядит картина русской жизни на фоне описания немецкой слободы, где «улицы подметены, избы чистые, веселые, в огородах — цветы. Люди приветливые. И — богатство».
Самое страшное, что при всем этом правящую власть раздирают противоречия. Занятая вопросами унаследования трона, она не замечает, что страна находится в глубоком кризисе и нуждается в колоссальных реформах. Страна ждет такой личности, которая сможет поставить Россию на ноги, вернуть ей былую честь и достоинство, дать мужикам с любовью возделывать землю, дворянам жить подобающе, купцам торговать от души.
А. Толстой — талантливый художник слова, мастерски изобразивший не только эпоху царствования Петра Первого, но и одну из самых драматичных эпох в истории России, предшествующую великим реформам и взывающую к ним.