Тема интеллигенции и революции в русской литературе 20 века (Б. Лавренев «Сорок первый», А. Толстой «Гадюка»)
Тема » Интеллигенции и революции» является важной темой в произведениях писателей русской литературы 20 века. Перед представителями интеллигенции вставал острый вопрос выбора идеалов добра и сострадания, принципов духовности, гуманизма, как высших критериев человеческого сострадания.
В произведениях Б. А. Лавренева «Сорок первый» и А. Н.Толстого «Гадюка» авторы раскрывают необычный характер самой эпохи Гражданской войны, круто переломившей судьбы целых поколений и классовых сословий, в том числе интеллигенции, в частности
История героев демонстрирует всю несовместимость войны и насилия с человеческим счастьем, самой человеческой природой. В данных произведениях раскрыта пора великих исторических испытаний, которые столкнули интеллигенцию с жизненной драмой исторического развития России.
В повести «Гадюка» девушка из интеллигентной семьи идет на войну,
Мир природы, люди в ее круговороте, простые человеческие отношения — вот высшие ценности для данных писателей.
Поток истории, ворвавшийся в устоявшееся бытие, разрушившие события войны и революции — это все естественно несовместимо с человеческой жизнью, с человеческим счастьем.
В рассказе Б. Лавренева «Сорок первый» показан гвардии подпоручик Говорухо-Отрок, которого жестокая война не сломила. Он всегда держался с достоинством, характерным для военного человека из интеллигентной семьи. И даже когда красноармейцы вместе с подпоручиком «карабкались» по барханам, красноармейцы шли «спотыкаясь, качаясь от ветра», один поручик шел прямо, спокойно. Когда Евсюков спросил у него «двужильный ты что ли?», он ответил: » Не поймешь. Разница культур. У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом. Могу приказать себе не страдать.»
Авторские повествования в этих произведениях окрашены ощущением катастрофы -неотвратимой и необъяснимой для интеллигенции, которая выбита из колеи революцией и как бы проходящая проверку на подлинность, испытание.
Оба произведения заканчиваются драматически и как бы, в частности для интеллигенции, передается драма человеческого бытия, сотрясаемого и разрушаемого под напором войны и революции.
Авторы раскрывают страдания, сомнения, тревогу, драму интеллигенции, связанные с крутым переломом истории, с жестокой революционной встряской и в тоже самое время показывается бессмысленный кошмар войны для человеческой жизни.