Алексей Толстой — мастер исторического романа
Это закономерность и необходимость петровских преобразований и их прогрессивное значение, проблема народа и его роли в исторических событиях, проблема борьбы нового со старым и классовая сущность противоречий Петровского времени. В центре романа — фигура Петра, однако произведение нельзя назвать биографией царя-преобразователя.
Вот почему события в романе «Петр Первый» не являются простым фоном, на котором развертывается жизнь героев, а воздействуют на личность Петра, побуждают его к преобразовательской деятельности» Так,
Исторический роман «Петр Первый» является новой и важной ступенью в идейной и творческой эволюции писателя, свидетельствует о том, что Толстой преодолел субъективно идеалистический подход к истории, увидел в ней объективные закономерности. Приступая к воплощению своего творческого замысла, Толстой стремился показать жизнь целого народа в один из переломных этапов его истории. Анализ произведения следует начать с его проблематики. Центральная проблема,- как определил ее сам автор, — «становление личности в эпохе». Помимо этой основной проблемы в романе подняты и другие вопросы, тесно с ней связанные.
А. Н. Толстой принадлежит к старшему поколению русских писателей, чья литературная деятельность началась еще до Октябрьской революции. Раннее творчество писателя связано с передовым реалистическим крылом русской литературы того времени. Первоначально не приняв революцию, Толстой оказался в эмиграции. В. 1923 году писатель возвращается на родину и продолжает работу над трилогией «Хождение по мукам», начатой еще за границей. Проблематика трилогии отражала раздумья Толстого над судьбами родины и русской интеллигенции в трудную переломную эпоху.
Первым серьезным делом, свидетельствующим о новых намерениях Петра, была борьба за Азов. Внимательно прочтите сцену первого заседания боярской думы, на котором идет речь о взятии Азова. Обратите внимание на поведение Петра во время этого заседания. Как автор передает нерешительность царя, отсутствие в нем твердости и уверенности? Сравните эту сцену со вторым заседанием боярской думы. Покажите, что здесь перед нами самовластный государь, твердый и уверенный в том, о чем говорит.
Народное недовольство видит писатель и в раскольничьем движении. Заканчивая характеристику исторической эпохи, отраженной в романе «Петр Первый», необходимо отметить следующее. Говоря о необходимости и закономерности петровских преобразований, их прогрессивном значении, Толстой не рассматривает реформы Петра как революционную ломку, как социальный переворот. Деятельность Петра не изменила ни основ феодально-крепостнической системы, ни ее классовой сущности. Широкий охват событий, в которых отразилась судьба нации, авторская оценка движущих сил эпохи и направленности преобразований свидетельствуют о глубине исторической концепции Толстого. Следующий вопрос, на котором необходимо остановиться, это характеристика Петра, формирование его личности, приемы ее раскрытия и классовый характер преобразовательской деятельности. Ставя своей целью показать личность Петра в связи с породившей его эпохой, Толстой не дает нам сложившегося облика героя, а показывает его в процессе роста и формирования под влиянием окружающей среды.
Личность Петра и характер его деятельности связаны с эпохой, порождены временем, вот почему Толстому так важно воссоздать историческую обстановку, которая способствовала формированию этого деятеля. События в жизни страны, их движение во времени и влияние на характер и личность Петра составляют сюжетную основу повествования. Широк и многосторонен в «Петре Первом» охват событий, фактов, лиц, представляющих эпоху ЕЮ всех социальных пластах. Перед читателем проходят картины восстания стрельцов, правления Софьи, походов князя Голицына в Крым, войны со Швецией, строительства Петербурга, взятия Юрьева и Нарвы. Отбор событий и фактов подчинен авторскому замыслу художественно достоверно решить главную проблему — показать «становление личности в эпохе».
В первой книге говорится о детстве, юности и начале царствования Петра. Писатель отмечает тягу Петра-мальчика к простым людям, к шумным военным играм, его ненависть к боярству. Важным этапом формирования характер будущего преобразователя явилась жизнь в Преображенском.
Здесь он имел возможность близко общаться с народом, что впоследствии многое определило в его отношениях с окружающими. Писатель отмечает отсутствие у Петра высокомерия в отношениях с людьми «подлого звания», его равнодушие к царскому сану, любовь к труду, смекалку, настойчивость, стремление все сделать самому. Уже в этот период мы видим Петра активно вмешивающимся.в жизнь. Итак, характер будущего преобразователя России начинает: постепенно складываться под влиянием среды, впечатлений детства и юности, под воздействием политических тенденций Толстой обращает наше внимание на то, что мысль о преобразовании рождается в сознании Петра не сразу после того, как он получил всю полноту власти. Она возникает в результате конкретных наблюдений над действительностью.
Посетив Архангельск и увидев там многочисленные иноземные корабли, царь впервые ощутил, как сильно отстала Россия от Запада. С этого момента Петр начинает серьезно задумываться о будущем России, ее укреплении и зайдите.
Толстой так организует повествование об эпохе, что каждое событие или факт помогают увидеть нам Петра с новой стороны. Так, патриотизм Петра в начале романа выражается в его боли и обиде за свою страну, уступающую в экономическом отношении Западу, в дальнейшем же повествовании он выражается в конкретных делах царя по укреплению могущества России (строительство заводов, фабрик, мастерских, борьба за выход к морю)»