Женские образы трилогии «Хождение по мукам»
Так же долог и сложен путь Даши к родине, к народу, к революции — через заблуждения, ошибки, преступления, через контрреволюцию. Искренняя любовь к России, неустанные поиски правды жизни, беспощадное осуждение собственных ошибок, нравственная чистота, истинная человечность, пример любимого человека спасают героиню Толстого от окончательного падения, дают ей силы пройти через все испытания, найти подлинный смысл жизни в единстве с революционным народом, с новой Россией.
Жизнь преображает и Катю, воплощение чистой, ясной, милосердной женственности.
Проведя героев через ошибки к истине, через отчаяние к жизни, через ненависть к любви, через «хождение по мукам» совести и безверия к счастью деятельной жизни и борьбы, Толстой в финале приводит их в зал
«- Ты понимаешь — какой смысл приобретают все наши усилия, пролитая кровь, все безвестные и молчаливые муки. Мир будет нами перестраиваться для добра. Все в этом зале готовы отдать за это жизнь. Это не вымысел, — они тебе покажут шрамы и синеватые пятна от пуль. И это — на моей родине, и это — Россия.
— Жребий брошен! — говорил человек у карты, опираясь на кий, как на копье. — Мы за баррикадами боремся за наше и за мировое право — раз и навсегда покончить с эксплуатацией человека человеком».
Финальная сцена эпопеи не только заключает повествование, но и подводит итог четвертьвековым раздумьям Толстого над судьбами России XX столетия.
«Трилогия писалась на протяжении двадцати двух лет, — отмечал Толстой в «Краткой автобиографии» (1943).-Ее тема — возвращение домой, путь на родину. И то, что последние строки, последние страницы «Хмурого утра» дописывались в день, когда наша родина была в огне, убеждает меня в том, что путь этого романа — верный».