Изображение творческого труда русского народа в романе «Петр Первый»
А. Толстой «густо населяет» свой роман представителями народа, подлинными творцами истории. При этом он ничуть не приукрашивает народ, а показывает его таким, каким он был в ту эпоху. Получилась исключительно пестрая, противоречивая и вместе с тем глубоко правдивая картина народной, в своей основе трудовой, творческой жизни. Необычайно ярок образ Саньки Бровкиной, крестьянской озорной девчушки в начале романа, а затем боярыни Александры Волковой, блистающей на европейской арене.
Природная одаренность свойственна сестре кузнеца Кондратия
Несомненным талантом обладает и сам Кондратий Воробьев. Его необычными изделиями восхищается Петр. С гордостью вспоминает кузнец, что царь Петр спрашивал его: «Почему у твоих колокольчиков малиновый звон? Почему
В сознании того, что человек славен трудом, кроются причины чувства собственного достоинства представителей народа. Кондратий Воробьев не унижается ни перед кем. Его отношения и к царю зиждется на труде: «Я и царя Петру хорошо знаю, и он меня знает,- каждый раз в кузню заворачивает. Кондратий знает себе цену и сам определяет свое место в жизни, отказавшись от предложения царя ставить оружейный завод в Москве или в Петербурге. Кондратия Воробьева не тянет путь заводовладельца или купца: не тот характер, не те жизненные принципы у него.
Тяжелейшие жизненные испытания выпали на долю Андрея Голикова — палехского иконописца. Весь он в печном поиске красоты, гармонии. Никакие муки, издевательства, унижения не могли убить в нем неистребимую тягу к прекрасному, Судьба свела его с царем-преобразователем. Обращаясь к нему, он признается: «Государь, сила чудная во мне пропадает. Живописец есмь от рода Голиковых — богомазов из Палехи, Могу парсуны писать, как бы живые лица человечьи, не стареющие и не умирающие, но дух живет в них вечно.». Поддержка Петра решает его судьбу. Кстати, само имя художника из Палехи не случайно. В советское время, как раз во время работы А. Толстого над романом, прославился И. И. Голиков из Палехи — иллюстратор знаменитого издания «Слова о полку Игореве».
Сопоставление судьбы Андрюшки Голикова и судеб палехских художников после Октябрьской революции весьма поучительно: в наше время мастера Палеха получили государственную поддержку и всенародное признание.
Не дает покоя желание летать подобно птице Кузьме Жемову, наталкивающемуся на косность мысли. «Еретик! Умнее бога хочешь быть.»- кричит ему боярин Троекуров (т. 7, с. 232). Кузьма знал себе цену. Его кузница, его труд были известны далеко за пределами Москвы: «Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал. Мои серпы до Рязани ходили. Латы моей работы пуля не пробивала.». С душевной болью говорит он о себе: «В другом бы государстве меня возвеличили.». Попав из острога на оружейный завод, к управляющему немцу Клейсту, Кузьма уверенно отвечает сторожу: «Мы еще и немца вашего поучим.»
Весь образ Кузьмы Жемова с «лысым большим лбом», «курносым лицом с кустатой бородкой», с дерзкой мыслью о могуществе человека, с глубоким чувством национального достоинства, неиссякаемой любовью к труду показывает, что именно в народной среде были неисчерпаемые силы, на которые можно было опереться. Но правящие классы, застывшие в рутине, не могли вызвать к жизни творческую мысль народа. Труд и талант народа были источником силы и могущества страны, опорой Петра в его преобразования. Неудивительно поэтому, что среди лиц, окружавших царя, все больше становится выходцев из народа, которые все выше продвигаются по иерархической лестнице сословного общества.