Изображение творческого труда русского народа в романе “Петр Первый”

А. Толстой “густо населяет” свой роман представителями народа, подлинными творцами истории. При этом он ничуть не приукрашивает народ, а показывает его таким, каким он был в ту эпоху. Получилась исключительно пестрая, противоречивая и вместе с тем глубоко правдивая картина народной, в своей основе трудовой, творческой жизни. Необычайно ярок образ Саньки Бровкиной, крестьянской озорной девчушки в начале романа, а затем боярыни Александры Волковой, блистающей на европейской арене.
Природная одаренность свойственна сестре кузнеца Кондратия Воробьева Машутке. “Замуж ее отдать – как будто еще жалко, говорит кузнец о сестре. Дома она – ни к чему – ни ткать, ни коров доить, ни гусей пасти. Одно – ей,- намять синей глины и – баловаться,- сделает кошку верхом на собаке или старуху с клюкой, как живую, это истинно. Налепит птиц, зверей, каких не бывает. Полная светелка этой чепухи. Пробовали выкидывать – крик, вопли. Рукой махнули.”
Несомненным талантом обладает и сам Кондратий Воробьев. Его необычными изделиями восхищается Петр. С гордостью вспоминает кузнец, что царь Петр спрашивал его: “Почему у твоих колокольчиков малиновый звон? Почему работы твоей шпажный клинок гнется, не ломается? Почему воробьевский пистолет бьет на двадцать шагов дальше и бьет без осечки?”
В сознании того, что человек славен трудом, кроются причины чувства собственного достоинства представителей народа. Кондратий Воробьев не унижается ни перед кем. Его отношения и к царю зиждется на труде: “Я и царя Петру хорошо знаю, и он меня знает,- каждый раз в кузню заворачивает. Кондратий знает себе цену и сам определяет свое место в жизни, отказавшись от предложения царя ставить оружейный завод в Москве или в Петербурге. Кондратия Воробьева не тянет путь заводовладельца или купца: не тот характер, не те жизненные принципы у него.
Тяжелейшие жизненные испытания выпали на долю Андрея Голикова – палехского иконописца. Весь он в печном поиске красоты, гармонии. Никакие муки, издевательства, унижения не могли убить в нем неистребимую тягу к прекрасному, Судьба свела его с царем-преобразователем. Обращаясь к нему, он признается: “Государь, сила чудная во мне пропадает. Живописец есмь от рода Голиковых – богомазов из Палехи, Могу парсуны писать, как бы живые лица человечьи, не стареющие и не умирающие, но дух живет в них вечно.”. Поддержка Петра решает его судьбу. Кстати, само имя художника из Палехи не случайно. В советское время, как раз во время работы А. Толстого над романом, прославился И. И. Голиков из Палехи – иллюстратор знаменитого издания “Слова о полку Игореве”.
Сопоставление судьбы Андрюшки Голикова и судеб палехских художников после Октябрьской революции весьма поучительно: в наше время мастера Палеха получили государственную поддержку и всенародное признание.
Не дает покоя желание летать подобно птице Кузьме Жемову, наталкивающемуся на косность мысли. “Еретик! Умнее бога хочешь быть.”- кричит ему боярин Троекуров (т. 7, с. 232). Кузьма знал себе цену. Его кузница, его труд были известны далеко за пределами Москвы: “Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал. Мои серпы до Рязани ходили. Латы моей работы пуля не пробивала.”. С душевной болью говорит он о себе: “В другом бы государстве меня возвеличили.”. Попав из острога на оружейный завод, к управляющему немцу Клейсту, Кузьма уверенно отвечает сторожу: “Мы еще и немца вашего поучим.”
Весь образ Кузьмы Жемова с “лысым большим лбом”, “курносым лицом с кустатой бородкой”, с дерзкой мыслью о могуществе человека, с глубоким чувством национального достоинства, неиссякаемой любовью к труду показывает, что именно в народной среде были неисчерпаемые силы, на которые можно было опереться. Но правящие классы, застывшие в рутине, не могли вызвать к жизни творческую мысль народа. Труд и талант народа были источником силы и могущества страны, опорой Петра в его преобразования. Неудивительно поэтому, что среди лиц, окружавших царя, все больше становится выходцев из народа, которые все выше продвигаются по иерархической лестнице сословного общества.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Литература средневековья общая характеристика.
Сейчас вы читаете: Изображение творческого труда русского народа в романе “Петр Первый”