Роль фантастического в трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость»

Сказка — ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам — урок.

Народная поговорка

В основу трагедии Пушкина «Каменный гость» лег распространенный народный сюжет о Доне Гуане, который и раньше использовался в литературе многими поэтами и писателями.

В этом произведении поэт рассказывает нам о человеке, противопоставившем свой эгоизм целому миру. Уверенный в своей безнаказанности, Дон Гуан своими безнравственными поступками не только приносит людям несчастья, но и становится причиной их гибели. Так, с первых страниц мы узнаем

о смерти от руки мужа черноглазой Инезы, соблазненной когда-то «развратным, бессовестным, безбожным Дон Гуаном»; за убийство человека его и высылают из страны.

Главный герой сознательно попирает общечеловеческие моральные законы, чтобы ощутить и утвердить свою власть и волю, но заходит в этом так далеко, что даже собственный слуга Лепорелло называет его «бессовестным». Свои индивидуалистические желания Дон Гуан противопоставляет Божьей воле, потому что для него ничего не значат жизнь и убеждения других людей. Не случайно, увидев Дона Карлоса, он тут же, при мертвом, объясняется в любви юной Лауре.

Да

и «страсть» Дона Гуана к Донне Анне вспыхивает лишь тогда, когда он узнает, что это вдова убитого им человека.

Беспечный ловелас постоянно на наших глазах шутит со смертью, но Пушкин, вводя элементы фантастики, утверждает, что никто не может посмеяться над законами судьбы — непостижимыми и неподвластными воле одного человека. Самонадеянный Дон Гуан не хочет понять грозного предостережения, когда статуя Командора на кладбище согласно кивнула ему в ответ на предложение прийти вечером и стать свидетелем того, как будет соблазнена добродетельная вдова — жена покойного Дона Альвара. Не придавая значения своему испугу, он продолжает свою опасную игру. Самолюбие этого человека не будет удовлетворено в полной мере, если Донна Анна полюбит его под вымышленным именем, которое он ей назвал на кладбище.

Поэтому Дон Гуан не только приходит ночью к вдове, но и открывается ей, что он — убийца ее мужа. Стремясь соблазнить женщину, он уверяет, что под воздействием любви к ней стал добродетельным человеком:

… Так, развратаЯ долго был покорный ученик, Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился. Вас полюбя, люблю я добродетельИ в первый раз смиренно перед нейДрожащие колена преклоняю.

И все же Судьба наказывает уже уверенного в победе Дона Гуана. В назначенный час является статуя Командора, и от ее рукопожатия соблазнитель погибает. Так с помощью фантастического образа А. С. Пушкин провозглашает непреложность нравственных законов, которые не могут быть отменены в угоду эгоистическим желаниям одного человека.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Роль фантастического в трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость»