Роль фантастического в трагедии А. С. Пушкина «Каменный гость»
Сказка — ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам — урок.
Народная поговорка
В основу трагедии Пушкина «Каменный гость» лег распространенный народный сюжет о Доне Гуане, который и раньше использовался в литературе многими поэтами и писателями.
В этом произведении поэт рассказывает нам о человеке, противопоставившем свой эгоизм целому миру. Уверенный в своей безнаказанности, Дон Гуан своими безнравственными поступками не только приносит людям несчастья, но и становится причиной их гибели. Так, с первых страниц мы узнаем
Главный герой сознательно попирает общечеловеческие моральные законы, чтобы ощутить и утвердить свою власть и волю, но заходит в этом так далеко, что даже собственный слуга Лепорелло называет его «бессовестным». Свои индивидуалистические желания Дон Гуан противопоставляет Божьей воле, потому что для него ничего не значат жизнь и убеждения других людей. Не случайно, увидев Дона Карлоса, он тут же, при мертвом, объясняется в любви юной Лауре.
Да
Беспечный ловелас постоянно на наших глазах шутит со смертью, но Пушкин, вводя элементы фантастики, утверждает, что никто не может посмеяться над законами судьбы — непостижимыми и неподвластными воле одного человека. Самонадеянный Дон Гуан не хочет понять грозного предостережения, когда статуя Командора на кладбище согласно кивнула ему в ответ на предложение прийти вечером и стать свидетелем того, как будет соблазнена добродетельная вдова — жена покойного Дона Альвара. Не придавая значения своему испугу, он продолжает свою опасную игру. Самолюбие этого человека не будет удовлетворено в полной мере, если Донна Анна полюбит его под вымышленным именем, которое он ей назвал на кладбище.
Поэтому Дон Гуан не только приходит ночью к вдове, но и открывается ей, что он — убийца ее мужа. Стремясь соблазнить женщину, он уверяет, что под воздействием любви к ней стал добродетельным человеком:
… Так, развратаЯ долго был покорный ученик, Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился. Вас полюбя, люблю я добродетельИ в первый раз смиренно перед нейДрожащие колена преклоняю.
И все же Судьба наказывает уже уверенного в победе Дона Гуана. В назначенный час является статуя Командора, и от ее рукопожатия соблазнитель погибает. Так с помощью фантастического образа А. С. Пушкин провозглашает непреложность нравственных законов, которые не могут быть отменены в угоду эгоистическим желаниям одного человека.