В мире сказов Бажова
Материалы для литературной игры
Изучение литературных сказок в 5-м классе всегда хочется закончить какой-нибудь веселой игрой, литературным праздником. Поскольку мы живем на Урале, естествен интерес к творчеству Павла Бажова, богатому занимательными сюжетами, яркими фантастическими и реалистическими образами, народной мудростью, «чудесной поэзией исконного языка» .
Готовясь к литературной игре, ребята читают сказы, составляющие сборник «Малахитовая шкатулка». Праздник костюмированный: сама наряжаюсь Хозяйкой Медной
Вот задания, которые можно предложить ребятам.
1. Вопросы для разминки
1) Почему у Хозяйки коса не болтается, а ровно прилипла к спине?
2) Почему Степан отказался жениться на Хозяйке?
3) Почему жена Степана Настасья не носила украшения из малахитовой шкатулки?
4) Какую памятку оставила странница Танюшке?
5) По какому цветку делал Данила свою чашу?
6) Кто выручил Данилу из горы Хозяйки?
7) Веточку какой ягоды выточил Митюха?
8) Над чем имеет власть Великий Полоз?
9) Кто поет песенку:
У меня тепло!
10) Как звали девочку, которой довелось увидеть Серебряное копытце?
11) Что помогло Илье спастись от старухи Синюшки?
12) При каком условии Танюшка, Степанова дочь, согласилась выйти замуж за барина Турчанинова?
2. Сочинить стихотворение по заданным рифмам
Хозяйка — подай-ка; Цветок — перстенек; Поскакушка — веселушка; Копытце — корытце.
3. Угадать по характеристике, о каком персонаже сказов идет речь.
Играющие могут сделать это с трех попыток.
1) — Сам был по малахиту первый, а парнишек учил шибко худо. Все у него с рывка да с тычка. Насадит парнишке по всей голове шишек, уши чуть не оборвет, да и выгонит.
— Он одиночкой жил. Жена-то у него давно умерла. Старушка Митрофановна из соседей снаходу у него хозяйство вела.
Утрами ходила постряпать, сварить чего, в избе прибрать, а вечерами он сам управлял, что ему надо.
— Был у него любимый ученик, который хотел такую вещь сделать, чтобы камень полную силу имел. Мастер решил ему не мешать — а сам думает: «Уходится парень, забудет. Женить его надо. Вот что!
Лишняя дурь из головы вылетит, как семьей обзаведется».
2) — Ему не посчастливилось. То ли с крылечка, то ли еще откуда свалился и себя повредил: горбик у него расти стал. Баушки правили, понятно, да толку не вышло.
Так горбатенькому и пришлось на белом свете маяться.
— Родители ему за то, что учение с лету брал, купили сапожки. А барин, увидев, что сын крепостного рабочего в сапожках бегает, посинел и чуть не задохся: «До чего дошло! До чего дошло!»
— Однажды, когда он перед станком сидел, вдруг просунулась в окошко какая-то не то женская, не то девичья рука — с кольцом на пальце и в зарукавье — и поставила прямо на станок большую плитку змеевика, а на ней, как на подносе, соковина дорожная.
3) — Как-то он на руки одному такую поделочку сделал, что все здешние купцы по каменному делу и в заграничной конторе неделю кулаками махали, ногами топали и грозились. А он посмеивался да ответный поклон слал.
— Он уважал свое мастерство. Дороже денег его ставил. Коли не захочет, рублем не сманишь, а коли интерес поимеет, так недорого сделает. И поделка будет хоть на выставку, а то и в царский дворец поставь.
Нигде себя не уронит.
— Он удивил всех тем, что камень, который он использовал, был не натуральный, а деланный. Из малахитовой крошки он разные составы смешивал: «Я из окошечка на ту вон полянку гляжу. Она мне цвет и узор кажет».
А инструмент один — руки!
4) — Девка из себя ладная, росту небольшого и уж такое крутое колесо — на месте не посидит.
— Коса у нее ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине.
— Платье у нее из шелкового малахиту. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.
5) — Сирота круглый был этот парнишечка. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится.
— Он забьется куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит. Били, конечно, поначалу, а потом рукой махнули: «блаженный какой-то!»
— Мастер Прокопыч взял его к себе малахитному делу обучаться.
6) — Она, как говорится, ни в мать, ни в отца. На нее люди дивовались. Сама черненькая да басенькая, а глазки зелененькие.
— Отец звал ее Памяткой: «Ну-ка ты, Памятка моя!»
— Как мать уедет, она справит все поскорее, да и за шкатулку. Перебирает камешки, любуется, на себя примеряет.
7) — Как-то жердник под дерном затлел. По счастью, вода близко была. Живо залили. Все в сохранности осталось. Одне дедовы рукавицы обгорели.
Схватил он рукавицы, а на них дырки, как следочки от маленьких ног. Знак верный.
— Как весна пришла, побежал он к старой березе. Ну и что? С первой лопатки такой песок пошел, что хоть не промывай, а прямо руками золотины выбирай.
— Ему лет восемь, не больше. После того, как он со старателями Огневушку видел, прозвали его ребята Тюнькой Поскакушкой.
8) — Наказывала она одному парню приходить в месячную ночь, когда вздумает, чтоб всяких богатств набрать. А если ее наверху не будет, то сказать: «Без ковша пришел».
— Хотела она одного парня на дно утянуть, да бабкины перья его выручили.
— Старушка ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий, и сама вся синехонька и такая тощая, что вот подует ветерок — и разнесет старушку. Однако глаза у нее молодые, синие да большие.
9) — Он из бар был, свои деревни имел, да всего решился. А все из-за лютости своей. Ох и лютой, ох и лютой!
Из собак собака. Зверь.
— Однажды спустился он в гору со своей шайкой и давай везде шнырять. Вдруг видит — впереди кто-то маячит. Так себе легонько идет, блендочкой помахивает.
На повороте видно стало, что женщина. Видят: не ладно дело — сама это.
— Как только сказал руднишному смотрителю — готовь к подъему, — вдруг голос, да так звонко, будто где-то совсем близко: «Гляди, как бы подошвы деткам своим на помин не оставить».
10) — Она, понятно, отца не боялась. Чуяла, что она ему как порошинка в глазу, только об ней и думал. Придет домой с рудника, одна ему услада — на забавницу свою полюбоваться да послушать, как она лепечет о том, о другом.
— После смерти матери отец стал обряжать ее парнишкой и брать с собой в шахту. Рудобои берегут ее в шахте, потешают, то в порожней тачке подвезут, то камешков узорчатых подкинут.
— На забаву, может, на счастье дала ей Хозяйка малахитовое зеркальце. Она его сохранила, потом внучке передала.
4. Командам вручается конверт с «мозаикой», составив которую, они получат картинку-иллюстрацию к одному из сказов .
5. Хозяйка Медной горы, ведущая праздника, выносит малахитовую шкатулку и предлагает ребятам узнать, кому принадлежат вещи, которые она в ней хранит:
— малахитовые серьги ,
— дурман-цветок ,
— веточка крыжовника ,
— старая лопата ,
— две подошвы ,
— перышко ,
— голубой платочек ,
— зеркальце ,
— маленькая пуговка ,
— кошелек с камешками .
6. Игра «Угадай — кто ты?»
Представителю команды надевают маску одного из персонажей сказов; не зная, кто он, играющий должен это угадать, задавая вопросы, на которые его товарищи могут отвечать только «да» или «нет».
7. Команды изображают эпизоды из немого «фильма» на сюжет какого-либо сказа.
Соперники должны назвать этот сказ. Это задание дети готовят заранее, и его можно усложнить: предложить сделать «фильм» в жанре мелодрамы, боевика или триллера.
8. Последнее задание самое веселое. Хозяйка просит мальчиков, представителей команд, нарядиться, как Огневушка-поскакушка, и исполнить ее пляску. Обычно русская плясовая так заразительна, что в пляс пускаются все.
После подведения итогов Хозяйка обращается ко всем участникам игры: «Ходи веселенько, работай крутенько. Как худых думок в голове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатится. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красно солнышко обрадует».