Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников
Педагогическийпроект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования»На современном этапе в дошкольном образовании стали укрепляться новые тенденции, которые заключаются в ориентации на формирование у ребенка дошкольного возраста способов познания мира, его преобразования и переживания. Тем самым, обеспечивая сохранение и поддержку индивидуальности ребенка согласно «Концепции содержания непрерывного образования».
Познавательная деятельность формируется
Цель: создание условий для формирования познавательной деятельности у детей старшего
Задачи:
1. Преобразование развивающей среды образовательного пространства, с целью формирования познавательной деятельности;
2. Формирование познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования;
3. Изучение и апробация методов и приемов по формированию познавательной деятельности;
4. Осуществление педагогической деятельности во взаимодействии с родителями.
В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниямии умениями.
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
— постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
— целеполагание ;
— выдвижение гипотез ;
— проверка гипотез ;
— анализ полученного результата ;
— формулирование выводов.
Формы проведения экспериментальной деятельности:
— совместная экспериментальная деятельность воспитателя с детьми;
— познавательные занятия с элементами экспериментирования;
— демонстрационные опыты , фокусы;
— долгосрочные наблюдения-эксперименты;
— самостоятельная экспериментальная деятельность детей.
Весь материалразделен на части:
— живая природа;
— неживая природа;
— рукотворный мир;
— измерение.
Составлена картотека опытов.
Способы фиксирования результатов:
— составление устного рассказа об увиденном;
— сравнение, классификация;
— возвращение к воспоминаниям .
— фотографирование;
— зарисовывание хода опыта и егорезультата в коллективном дневнике экспериментов;
— схематическое зарисовывание ;
— макеты
Экспериментальный уголок оснащен:
— приборами — помощниками;
— разнообразными сосудами;
— контейнерами с глиной, землей и песком;
— природным, техническим, утилизированным материалами;
— разными видами бумаги;
— различными красителями
В уголке находятся энциклопедии, схемы, планы, условные обозначения . Так же в уголке есть дневник для фиксации результатов, где Дети схематически зарисовывают начало опыта и его результат, и фотоальбом фиксации результатов.
Для того, чтобы выявить заинтересованность родителей в детском экспериментировании было проведено анкетирование. По результатам выявлено, что родители не в полной мере осознают возможности познавательного развития средствами экспериментирования в домашних условиях.
Для повышения компетентности родителей в области детского экспериментирования были проведены следующие мероприятия:
— родительское собрание «Эксперименты дома»
— консультацияпо организации экспериментирования в домашних условиях
— оформлены папки «Фокусы» и «Проблемные ситуации»
— родительское собрание «Растить любознательных», с цельюпоказать значение детских вопросов в развитии любознательности дошкольника
— оформлены памятки для родителей «Как отвечать на детские вопросы» .Хочу предложить Вашему вниманию, некоторые опыты «Путешествие по реке»
Цель: знакомство детей со свойствамипредметов.
В ходе опыта дети выясняли, из каких материалов можно сделать кораблики, чтобы переправиться через речку.
По результатам опыта, дети совместно с родителямиизготовили кораблики. Вотнекоторые из них.
«Испытание магнита»
Цель:
— систематизировать знания детей о магните; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. Материал: на каждого: магнит, магнетические и немагнетическиепредметы, картон, таблица-схема, письмо.
Ход: Письмо «Привет, ребята! Это я, Почемучка! У моих друзей сломалась машина. Я хотела им помочь ее отремонтировать. Но нужны только железные детали, а как их определить.
Помогите, пожалуйста».
В-ль: как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь? Как?
— Как мы сможем отличить железные детали от остальных?
— Где нам взять эти предметы?
Проведение испытания.
— Давайтерезультаты эксперимента занесем в таблицу с помощьюзнаков «+» и «-«.
Вывод: чтобы отделить железные предметы от других нужно использовать…, потому что…
— Как нам сообщить об этом Почемучке? .
«Секретное письмо»
В ходе этого эксперимента, познакомила детей, каким способом можно создать секретное послание. Одно письмо, мы написали и прочитали в детском саду, а потом дети написали папам письма, а дома с родителями пытались прочитать. Опыт был приурочен к 23 февраля.
«Что нужно растениям дляроста?»
Посадили 4 луковки, совместно с детьми разработали условные обозначения. Поместили лук в разные условия и наблюдали за ростом, зарисовывая изменения в дневник. Конечные результаты зафиксировали с помощью фотографий.
На 1 фотографии — лук выросший в условиях — тепло, светлои полив; на 2 — тепло, темно, полив; на 3 — холодно, светло, полив и на 4 — тепло, светло, полива нет.