Понятие «маленького человека» у Гоголя
Вводя в интеллектуальный обиход учащихся то или иное литературоведческое понятие, мы часто забываем о его главном предназначении — помочь Грамотно прочитать книгу. Это, в сущности, и есть цель любого учителя литературы — приблизить книгу к ученику, воспитать если не любовь, то, по крайней мере, привычку к чтению. Мы изучаем программные произведения, но проецируем их уроки и на послешкольную жизнь.
Для большей эффективности в достижении целей такого рода необходимо время от времени оставлять ученика наедине с книгой, не становиться
Одна из них — так называемая Модульная технология.
Читая Гоголя в 8-9-х классах, мы вводим понятие «маленького человека». Маленького человека, который, тем не менее, является героем своей собственной истории. Понять такого героя в возрасте 15-16 лет непомерно тяжело, особенно в современном, ориентированном на «успешность» обществе.
Фактически, вводя термин «маленький человек», мы встаем на путь воспитания сострадания,
Но о чем думает маленький герой Гоголя? К этой проблеме необходимо привлечь внимание читающих «Шинель» и «Записки сумасшедшего». В первую очередь — сравнить образы мысли у Башмачкина и Поприщина, героев страдающих, желающих для себя чуть большего, малой радости, не ущемляя при этом обладателей радостей больших.
Предлагаю раздать ученикам следующий модуль для самостоятельной работы.
Трагедия «маленького человека» в изображении Гоголя: Башмачкин и Поприщин
На уроке вам потребуются тексты «Записок сумасшедшего» и «Шинели» Н. В. Гоголя.
Ход работы
1. Запишите тему работы в тетрадь.
2. Разделите тетрадный лист на 3 части.
3. Впишите названия колонок: