Мастер и Маргарита в одноименном романе М. А. Булгакова
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведение новаторское и «нестандартное». Взгляд на мир и человека, изложенный в нем, отличается от традиционных представлений о Добре и Зле, о Свете и Тьме. Так, Булгаков утверждает, что для существования этого мира равно необходимо наличие и Бога, и Дьявола. Поэтому писатель показывает, что все в жизни человека, да и сам человек, состоит из двух сторон — темной и светлой, божественной и дьявольской. Пример тому — характеры и судьбы двух главных героев романа — мастера и Маргариты.
Взаимное
Да отрежут лгуну его
Таким образом, Булгаков тесно связывает любовь и творчество как неизбежное порождение настоящего чувства: по мнению писателя, тот, кто любит, всегда является творцом, созидателем Прекрасного в этом мире. Однако идиллическая картина любви и творчества разрушилась в один миг — тогда, когда мастер вышел из своего уютного подвальчика «в мир», попытался предъявить свое творение обществу и людям. Мгновенно мастер оказался во враждебном и безумном окружении Москвы 30-ых гг. 20 века.
Все и все здесь живут по неестественным законам — прямо из своих квартир исчезают люди, в учреждениях царит засилье бюрократии, процветают взяточничество, приспособленчество, беспринципность и безнравственность в самом широком понимании этих слов. Моделью этого страшного мира в миниатюре, некой концентрацией всех пороков является в романе литературный мир и его бюрократический «представитель» МАССОЛИТ. Автор показывает, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой многоуважаемой организации не выполняет свои непосредственные обязанности — не занимается литературным творчеством.
Но зато все члены МАССОЛИТа с завидной энергией решают квартирные, продовольственные, дачные и прочие житейские проблемы. Все они — Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин — давно и твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе. Булгаков подчеркивает, что истинное творчество к поделкам этих конъюнктурщиков не имеет никакого отношения. Однако они «устанавливают правила» и решают, что увидит свет и дойдет до читателя, а что — нет. Безусловно, в этом обществе судьба мастера и его творения оказывается предопределенной: герой попадает в клинику Стравинского как душевнобольной.
Так, мастер теряет не только свой роман, но и возлюбленную. Это рождает в нем глубокое отчаяние и нежелание жить — герой больше не хочет существовать в мире, где царят «насилие, плохие стихи и социальный заказ». И только любовь способна возродить мастера. Его спасает Маргарита, перешедшая ради любимого на сторону темных сил — Воланда и его свиты.
Тем самым автор подчеркивает, что Добро бессильно что-либо изменить в той вакханалии, которая творится в Москве. Лишь Князь Тьмы способен как-то повлиять на ситуацию. С помощью Воланда Маргарита вновь воссоединяется с мастером, чтобы уже никогда не разлучаться. Но, кроме этого, героине, превратившейся в ведьму, удается отомстить обидчикам своего возлюбленного: «Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные. Поэтому она стала делать что попало».
В финале мастер и Маргарита обретают то, чего всегда так жаждали, — они получают вечный покой и возможность быть вместе: «…слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной… А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».
Таким образом, роман Булгакова говорит нам о том, что все в жизни, даже любовь и порожденное ею творчество, имеют как темные, так и светлые стороны. Однако они, несомненно, от Бога, и являются вечными ценностями в жизни человека. Даже в самых жутких условиях, в самые страшные времена, только любовь и творчество способны поддержать, придать смысл существованию, сохранить Свет в душе.
Подтверждение тому мы находим в судьбах мастера и Маргариты.