ПАНОРАМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОБЛЕМ ШКОЛЫ
ПАНОРАМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОБЛЕМ ШКОЛЫ
Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию.
Основной целью воспитательной
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие Задачи Воспитательной деятельности:
1.Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, уважения к правам и обязанностям человека.
2. Расширение общего и художественного кругозора учащихся общей и специальной культуре, обогащение эстетических чувств.
3. Развитие
4. Поддержка творческой активности учащихся, активизация деятельности ученического самоуправления.
5. Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности за воспитание и обучение детей.
6. Активизация деятельности педагогов и родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Для реализации поставленных задач были определены Приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:
— воспитание любви к Родине и родному краю ;
— воспитание толерантности ;
— формирование уважительного отношения к окружающей среде, а также направления, которые проводятся в нашей школе для Развития воспитательной работы :
— физкультурно-оздоровительное воспитание;
— общественная деятельность;
— самоуправление;
— работа с родителями.
Целью Воспитания любви к родному краю и Родине является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Работа в этом направлении проводилась согласно плану школы: проводятся классные часы на данную тематику: «Крымская война», «День Конституции АРК», классные часы, посвященные освобождению Украины от немецко-фашистских захватчиков, а также Дню вооруженных сил Украины; ученики нашей школы вместе с классными руководителями принимают активное участие в Днях памяти павших в годы Крымской войны и ВОВ , посещают музей Крымской войны и краеведческий музей, совершают экскурсионные поездки в города-герои Севастополь и Керчь.
В ближайшее время планируется проведения мероприятия, посвященное Дню защитника Отечества и мероприятия к освобождению города от немецко-фашистских захватчиков и ко Дню Победы.
Воспитание толерантности носит в воспитательной работе немаловажную роль, поскольку уважение к людям разных национальностей, разного физического здоровья играет важное значение в воспитании гуманного и культурного человека. Формирование нравственного отношения к окружающим людям, формирование нравственной системы ценностей. В рамках этого направления проводятся классные, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции учащихся, встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана, тематические мероприятия патриотической и нравственной направленности, организовываются конкурсы плакатов, например ко Дню борьбы со СПИДом, беседы о толерантном отношении к ВИЧ-позитивным, посещение инвалидов и участников ВОВ на дому и оказание им помощи, участие в семинарах и акциях, посвященных этому направлению.
Будет в школе проходить мероприятие, посвященное Дню матери; для формирования духовного развития в школе введен курс «Основы православной культуры».
Физкультурно-оздоровительное направление деятельности школы осуществляется в ходе создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Это направление реализовывается путем работы в школе спортивных секций по баскетболу, волейболу, а также посещение учащимися секций в ДЮСШ по футболу, по гимнастике, легкой атлетике, боевым искусствам. Школьники всегда принимают участие в городских и республиканских соревнованиях и всегда получают призовые места, что показывает высокий уровень работы в этом направлении.
Интересным мероприятием, пропагандирующее здоровый образ жизни и развитие физических качеств учащихся, является традиционный Туристический слет, столь любимый и учителями и детьми. Именно в этом мероприятии можно в полной мере увидеть сплоченность классного и коллектива и работу самого классного руководителя, его организаторские способности, общение с детьми. Многие классные руководители сами выходят на полосу препятствий и всегда делают сюрприз для своих детей после прохождения самого сложного этапа туристического слета.
В этом году классные руководители Болшакова К. А. и Колибибачук О. О. принимали участие в конкурсе молодых специалистов на тему «Здоровый образ жизни», в процессе подготовки подготовив с детьми проект на данную тему, который мы с вами и просмотрим.
Одним из основных направлений воспитательной работы и работы классного руководителя является участие учащихся в общешкольных мероприятиях, т. е. Общественная деятельность, которые превращаются во всеобщий праздник. Дети активно и с большим интересом принимают участие в мероприятиях: «Мисс школы — 2012», «Школа мае талант», «Фестиваль Дедов Морозов». И немаловажную роль играют открытые мероприятия классных руководителей в своих классах, которые порой превращаются в общешкольные мероприятия, например «Санта Клаус отдыхает, на арене Дед Мороз», ответственным за подготовку которого был 10-А класс . В мероприятии приняли участие ученики и классные руководители 9-А, 10-А и 10-Б классов.
Мероприятия 6-Б класса «Снежный переполох», проводимы для параллели 6-7-х классов стало настоящим праздником смекалки, спорта и дружбы. 7-Т с классным руководителем Чос О. И. подготовили интереснейшее мероприятие «Юный химик», которое проводилось среди параллели 7-х классов, мероприятие Шапы Л. Г. «Подводный мир Черного моря» для 6-х классов, «Математический турнир» для 5-х классов, проводимый Корнейчук Л. Л.
Поэтому можно сказать, что деятельность классного руководителя и класса в общественной жизни школы является одним из главных и приоритетных.
В этом году был проведен в жизнь проект об Ученическом самоуправлении, который получил положительный отзыв как у детей, так и администрации школы и классных руководителей. Началось все со Дня самоуправления, который был проведен накануне дня учителя, где дети стали на один учителями, администрацией школы и директором. После этого началось активное содружество и сотрудничество школьников с администрацией, они привлекаются к важным проблемам школы, им поручена часть обязанностей по проверке внешнего вида учащихся, опоздания на уроки, посещаемости учеников.
Ребята понимают серьезность отношения к ними ответственно подходят к своим обязанностям. В школе заработал Штаб порядка, на котором рассматриваются вопросы, связанные с нарушением дисциплины, систематическим опозданием на уроки.
Активно работает Совет актива учащихся, который генерирует идеи последующих мероприятий и активно помогают в организации воспитательному блоку. Это все проходит при поддержке классных руководителей.
И традиционное направление воспитательной работы — это Работа с родителями, которая успешно проводится классными руководителями. Ведется папка родительских четвергов, куда классные руководители заносят информацию о проведении бесед и встреч с родителями.
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи.
Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. воспитательной работы в порученном ему классе.
Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками.
При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.
В воспитательной работе классного руководителя следует выделить три главных направления.
Первое связано с непосредственным воздействием на ученика :
— изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
— программирование воспитательных воздействий;
— реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
— анализ эффективности воспитательных воздействий.
Второе направление связано с созданием воспитывающей среды :
— сплочение коллектива
— формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
— включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;
— развитие детского самоуправления.
Третье направление предполагает коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка :
— соц. помощь семье;
— взаимодействие с педагогическим коллективом;
— коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
— нейтрализация негативных воздействий социума;
— взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Исходя из этого, я бы хотел сделать небольшой итог о работе классных руководителей за I семестр 2012-2013 учебного года. Классные руководители систематически пополняют свои папки, своевременно сдают планы воспитательной работы, постоянно ведут дневники педагогических наблюдений класса, что помогает выявить на ранних этапах детей, относящихся к группе риска. А также мне бы хотелось остановиться на анализе деятельность классных руководителей, взявших классное руководство в этом году, особенно в первый раз.
В школе в этом году три 5 класса, классные руководители: Шапа Л. Г., Корнейчук Л. Л., Колибабчук О. О. особо хотелось остановиться на деятельности Колибабчук О. О. классного руководителя 5-В класса. Наблюдается положительная динамика в этом классе: коллектив стал более сплоченный, не происходит критических моментов, как это было в первые месяцы учебного года, видно, что проводится постоянная воспитательная работа с детьми и работа с родителями.
Много проблем возникло с разделением 6-х классов на три. Но сейчас классы этой параллели являются дружными, стоят на пути к еще большему сплочению.