Введение в экологию «Наш дом — планета Земля»

Кудашкина Наиля Павловна

МБОУ «Старокувакская СОШ»Лениногорского района РТ

Учитель начальных классов.

Введение в экологию «Наш Дом — планета Земля»

Цель занятия: показать место человека среди живых существ на Земле.

Задачи:

Обучающие:

Расширить представление детей об обитателях Земли;

Показать детям, что человек — очень маленькая часть природы, но, в отличие от других живых существ, обладает разумом и может управлять своими действиями;

Активизировать имеющиеся у детей знания об окружающей

природе.

Развивающие :

Развивать у детей любознательность, познавательный интерес к окружающей их природе;

Способствовать развитию умения слушать других, работать в коллективе.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к нашим «меньшим братьям» и ответственность за свои поступки по отношению к ним.

Ход занятия:

Звучит песня «То березка, то рябина», под музыку показ слайдов о природе.

Учитель в костюме Матушки — природы: Здравствуйте, мои друзья,

Надеюсь к вам пришла не зря!

Ваш адрес дали мне цветы.

Деревья, травы, лес, кусты.

О вас река мне нажурчала.

Про

вас мне солнце рассказало.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы с вами будем говорить об окружающей нас природе. Я думаю, что вы все любите природу?

Значит мы с вами единомышленники, и нам будет сегодня легко и приятно общаться.

Ребята, вы знаете, что наступивший 2015 год объявлен в Татарстане годом экологической культуры и охраны окружающей среды. И я пришла, чтобы вас познакомить с наукой экология. Что это за наука такая? .

Это слово происходит от слов ОЙКОС — значит дом и ЛОГОС — наука.

Что же у нас получилось? Экология — наука о доме. Наука, изучающая дом.

А что для нас с вами дом? Для человека — дом 4 стены и крыша. Для зверя дом — лес, поле, горы.

Для рыбы дом — река, море, океан. Значит у всего живого свой дом, а для всех вместе — общий дом Земля. У нас над головой общая крыша — небо. У нас под ногами общий пол — почва. У нас одна на всех лампа и печка — солнышко.

У нас общий водопровод — это реки и моря. И вентилятор у нас тоже один на всех — ветрило-ветер. Нам только кажется, что наша Земля огромна и необъятна.

А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа можно облететь вокруг нее на ракете.

Мы речь свою ведем о том,

Что вся земля — наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно:

Где ты живешь, где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Ребятки, я хочу пригласить вас на прогулку по нашему необъятному дому. Принимаете мое приглашение?

А я — матушка природа, буду сопровождать вас в вашем путешествии, цветочками. Я покажу вам. как красива Земля, как гармонично уживаются на ней очень разные животные и растения. Но мы будем не только гулять, мы будем знакомиться с нашими соседями и наклеивать картинку с их изображением на плакат . В конце путешествия посмотрим, как преобразится Земля, когда на ней появятся ее живые обитатели и какое место среди них займет человек. А чтобы путешествие не было слишком утомительным, мы как настоящие путешественники будем делать «привалы», во время которых положено отдыхать, играть.

Мы так и сделаем.

Появляется Петрушка под озорную музыку: Я Петрушка, я Петрушка!

Я веселая игрушка.

Я забавный мальчуган!

Непоседа, хулиган!

Всем приветик! Куда это вы собрались?

Природа : Я всех пригласила к себе в гости. Если хочешь, идем с нами.

Петрушка : Если хочешь! Конечно, хочу!

Природа : Только чур договорились, вести себя в гостях прилично, не баловаться и не хулиганить. Ребята, если вы увидите, что Петрушка делает что-то неправильно — громко хлопайте в ладоши. Хорошо?

Ну тогда в путь!

Физминутка: Мы идем. идем, идем.

Никогда не устаем,

Влево шаг — раз, два.

Вправо шаг — раз, два.

Раз присели, два присели.

На пенечки тихо сели.

Природа: . Закройте глаза. Что вы слышите? . Где мы? Правильно, в лесу.

Но осмотритесь вокруг. Вам здесь нравится? Почему?

Что мы можем сделать? . Давайте уберем весь мусор, а заодно познакомимся с жителями леса.

Загадки:

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы —

Уши больше головы.

Угадайте что за птица

Света яркого боится?

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это….

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Идет, иглы на себе несет,

Чуть кто подойдет,

Свернется в клубок —

Ни головы, ни ног.

Дышит и растет, а ходить не может.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел. Он вспорхнул и улетел.

Природа: Вот мы и убрали весь мусор. Посмотрите, как в лесу стало красиво!

Петрушка: Да-а-а! Красота! Даже петь хочется!

Ля-ля-ля!!!

Природа : Ребята, что Петрушка делает неправильно? Почему в лесу нельзя громко петь и кричать? Давайте для таких, как Петрушка установим в нашем лесу знак.

.

Природа : Продолжим наш путь.

И здесь мы видим бугорок.

А в нем городок.

Летним днем построен он,

И жильцов в нем миллион.

Петрушка : А это что за холмик? Интересно, что там внутри?

— Ну а сейчас то я что делаю не так? Ну подумаешь кучка с тараканами!

Природа: Разорить муравейник не труд,

Но вредители лес весь сожрут.

Запомни, и млад и стар:

Муравей — лесной санитар.

Будь бережлив да зорок.

Мал муравей, да дорог.

Природа: Ребята, помогите Петрушке поставить нужный знак у муравейника.

Отправляемся дальше.

Физминутка: Волны плещут в океане

Что там чудится в тумане?

Это мачты кораблей

Пусть плывут сюда скорей

Мы по берегу гуляем. Мореходов поджидаем

Сядем дружно на песок. Снова начался урок.

Природа: Слышите? Где мы? Мы на берегу большого водоема.

Что же мы видим? . Бедные обитатели рек. морей и океанов. Они тоже нуждаются в нашей с вами помощи.

Петрушка : Вот сейчас я порыбачу

Природа: Что-ты, что-ты Петрушка! Нельзя, знаешь сколько водных обитателей могут запутаться в сети и погибнуть!

Петрушка : Откуда? Я и рыбу видел только в консервных банках. Ребята, а какая рыба живет в наших водоемах?

Рыбку прикрепляют на макет Земли.

Природа : Пусть на земле не умирают реки.

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода!

Петрушка : Ребята, давайте установим у речки, для таких же непутевых рыболовов.

Природа : Спасибо вам ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Смотрите, как преобразилась наша Земля. Теперь я вижу, что не все люди одинаково относятся к природе.

В нашем Лениногорском районе все любят и заботятся обо мне.

Нефтяники чистят и облагораживают родники. Их у нас больше всех в Татарстане-263 родника с кристально чистой водой.

На территории нашего района создан Государственный заказник «Степной «, которому уже 12 лет. Посмотрите сколько животных, растений в нем удалось сохранить .

Но к сожалению не всем так повезло. В красной книге Татарстана есть черные страницы, на которых исчезнувшие по вине человека животные.

Природа : Мы сегодня с вами хороши потрудились. У нас получилось замечательное панно «Мы-жители Земли». Вся Земля заселена жильцами Их очень много.

Но кого здесь не хватает? Правильно — человека. .Посмотрите, какое скромное место он занимает. Человек — маленькая часть природы, но в отличии от других обитателей природы, он разумный и может управлять своими поступками.

Я надеюсь, что вы всегда будете разумными: будете с уважением относиться к нашим соседям по дому. Давайте будем добры к друг другу!

Петрушка: Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на ветке повилики.

На тропинке солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!

Природа: Ребята, у вас на партах лежат лучики и капельки. Если вам понравилось наше путешествие и вы захотите рассказать о нем дома, своим друзьям — прикрепите лучик к солнышку. Если нет — капельку к тучке.

Спасибо всем!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Введение в экологию «Наш дом — планета Земля»