Конспект урока по обществознанию в 6 классе по теме: «Домашнее хозяйство»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
Общеобразовательная школа № 2 п. Добринка Липецкой области
Конспект урока по обществознанию
В 6 классе по теме:
Домашнее хозяйство
Подготовила учитель истории и обществознания
Родионова Ирина Васильевна
Добринка-2012
План-конспект урока обществознания
Ф. И. О. учителя: Родионова Ирина Васильевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 2 п. Добринка Липецкой области.
Предмет: Обществознание.
Класс:
Домашнее хозяйство | |
Цель урока | Познакомить учащихся с понятием Домашнее хозяйство и его составляющими. |
Задачи урока | Рассмотреть понятие Семейный бюджет и источники его формирования. Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи. Дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; выявить с учащимися резервы экономии в семье. Формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету, предприимчивость. Развивать умения работать в группе. Развивать Способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни. |
Планируемые результаты | Учащиеся знают составляющие семейного бюджета; знают основные источники доходов и расходов семьи; владеют понятиями Дефицит бюджета , Профицит бюджета , Сбалансированный бюджет и оперируют ими; зная резервы экономии, умеют определить вид бюджета и найти способы перевода дефицитного бюджета в сбалансированный; владеют первоначальными навыками планирования семейного бюджета. |
Формируемые компетенции | Ценностно-смысловые компетенции : уметь определять свою роль в формировании, расходовании и экономии средств семейного бюджета; нести ответственность за нецелесообразное расходование средств как личного, так и семейного бюджета перед собой и членами семьи. Общекультурные компетенции : уметь оценивать действия субъектов семьи с точки зрения экономической рациональности; предвидеть возможные последствия дефицитного бюджета; владеть культурой экономических знаний, культурой экономических взаимоотношений в семье. Учебно-познавательные: Знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; выявлять причины дефицитного бюджета; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией. Информационные: Владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию. Коммуникативные: Уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера. Социально-трудовые: Знать основные статьи доходов и расходов как личного бюджета, так и семейного; знать резервы экономии средств; владеть способами планирования личного и семейного бюджета; уметь использовать ресурсы семьи для пополнения бюджета. |
Формы и методы обучения | Методы: наглядный, частично — поисковый, практический. Методы контроля: устный. Приемы: проблемные вопросы. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Основные понятия и термины | Домашнее хозяйство, семейный бюджет, доходы и расходы семьи, дефицитный бюджет, профицитный бюджет, сбалансированный бюджет. |
Основные источники информации | Учебник: Кравченко А. И. Обществознание 6 класс . |
Оборудование | ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с текстами, изображение денежного знака 10 рублей , кошелек. |
Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока. | Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи. | Несколько уроков назад вы начали изучение экономической сферы жизни общества. Я предлагаю вспомнить некоторые понятия из пройденных тем. Предлагаю выполнить задание на соотношение термина и его значения. Задания такого характера встречаются в материалах государственной итоговой аттестации, которую кому-нибудь из вас предстоит пройти. Такие задания встречаются и в заданиях олимпиад, в которых вы будете участвовать уже со следующего года. Всем ли предложенным терминам нашлось соответствующее значение? Домашнее хозяйство и есть новое для вас понятие и тема сегодняшнего урока. Цель нашего урока — познакомиться с понятием Домашнее хозяйство и его составляющими, рассмотреть понятие семейный бюджет и источники его формирования, познакомиться с основными статьями доходов и расходов семьи. Моя задача — дать вам первоначальные навыки планирования семейного бюджета, а также формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету. План урока: 1.Семья и домашнее хозяйство. 2. Семейный бюджет. Результативность работы каждого из вас на уроке, мы увидим в конце занятия. Так как сегодняшний урок связан с экономическими понятиями, денежным эквивалентом, то за правильный ответ вы получите особый символ — Знайку -единицу измерения ваших знаний на уроке. | Учащиеся соотносят экономический термин и его значение. Учащиеся отвечают, что нет значения понятию Домашнее хозяйство . Работа с тетрадью, запись темы |
2. Изучение нового материала. | Дать конкретные представления о семейном бюджете как о важном элементе домашнего хозяйства, источниках его формирования. Обобщение учителя Обобщение учителем- Физкультминутка: -упражнение для глаз; -качели для головы; -повороты туловищем; — упражнение для рук; — упражнение для осанки — книга на голове. | Важная роль в экономике страны, региона принадлежит семейной экономике. Семья является А) самой малой частью общества; Б) каждая семья ведет свое домашнее хозяйство. Что это слово обозначает? Домашнее хозяйство-все имеющиеся ресурсы семьи, и прежде всего собственность. 1. Вам предлагается слайд с изображенными на нем пронумерованными картинками. Задание: Глядя на слайд, назовите номера тех картинок, которые относятся к теме урока и обоснуйте свой выбор. Вопрос: Что из изображенного на рисунках может быть собственностью семьи? Таким образом, мы видим, что в собственности семьи могут находиться: квартира, дача, садовый участок, транспортные средства, мебель, одежда, бытовая техника, денежные средства, драгоценности. Вопрос: Что нужно для того, чтобы все это иметь? Вопрос : Назовите и предложите виды деятельности, которыми может заниматься семья, чтобы заработать деньги. Семья может заниматься разными видами деятельности: бизнесом, быть собственником фирмы, работать на заводе, заниматься фермерством, иметь акции во владении салоном красоты, магазином и т. д. 2. Возьмите Карточку№1 , которая лежит у вас на партах. Ознакомьтесь с текстом и подчеркните незнакомые или малознакомые вам слова. На эту работу вам отводится 1 минута. Какие же слова вам незнакомы? Сегодня мы вместе попытаемся разобраться в значении этих понятий. 3. Благосостояние любого хозяйства, будь то огромное хозяйство страны или хозяйство семьи, зависит от правильного, рационального исполнения бюджета. Как вы думаете это слово русское или иностранное? Откуда же пришло к нам это слово? Об этом вам расскажет ваша одноклассница. Существует бюджет государства, области, района. А мы на нашем уроке будем говорить только о семейном бюджете. Семейный бюджет-это денежный план семьи. Это все доходы и расходы семьи за определенный период времени . Задание: Давайте подумаем, какие Доходы, т. е. денежные поступления, могут быть у семьи. Мы сейчас с вами сыграем в игру Кошелек , мы будем формировать семейный бюджет. Задание: Назовите источники семейного бюджета. Та сумма, которая находится сейчас в кошельке, — это доход семьи, т. е. зарплата, прибыль, доходы от собственности, проценты, социальные выплаты — пенсии, стипендии студентам, пособие многодетным семьям, пособие по безработице Мы наполнили кошелек. Вопрос: Как вы думаете, кошелек-бюджет у нас останется постоянно наполненным? 4. Расходы-затраты денежных средств в семье. Вопрос: На что обычно тратятся денежные средства? Расходы бывают двух видов: Обязательные и произвольные. Прежде всего, осуществляются Обязательные расходы, которые нам необходимы для нормального существования и которые мы обязаны осуществить по закону. А потом семья планирует Произвольные расходы Денежных средств на приобретение дорогостоящих предметов и предметов длительного пользования. Мы продолжаем нашу игру Кошелек Теперь мы будем наш семейный бюджет расходовать. Задание: У меня на столе находятся карточки с видами расходов. Вы подходите, берете карточку, определяете вид расхода и, используя магнит, помещаете под тем видом расхода, который считаете правильным. После этого берете монетку из кошелька. 5. Посмотрим, что у нас осталось в кошельке. У нас осталось несколько монеток. В таком случае мы говорим, что бюджет семьи является профицитным или избыточным. Если бы денег в кошельке не осталось, а мы не осуществили все обязательные расходы, то бюджет семьи был бы дефицитным. Бюджет семьи был бы сбалансированным, если доходы равны расходам. Каждая семья тратит часть доходов на оплату необходимых товаров и услуг, а другую часть оставляет для сбережения. Сбережения нужны не только для покупки дорогостоящих товаров и услуг. Вопрос: Как вы думаете, для чего еще нужны сбережения? Вопрос: Какие бывают способы сбережений? 6. В современном обществе существует неравенство доходов семей. Существует понятие : Прожиточный минимум Вопрос : как вы думаете, что оно означает? Прожиточный минимум— -наименьшее количество жизненных благ, необходимых для поддержания здоровья и жизнедеятельности человека. Семья, у которой доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи. 7. Мы с вами сегодня познакомились с обязательными расходами. Слайд 16 Вопрос: Какой из обязательных расходов является важным и является обязанностью граждан РФ? Граждане выплачивают налоги. Налоги— обязательный платеж с полученных доходов, который установлен государством. Задание: зачем граждане России платят налоги? 8. Посмотрите на свои карточки № 1 . Всем ли подчеркнутым словам мы дали определение? | Учащиеся обращаются к его определению на слайде. Работа с тетрадью: запись определения. Учащиеся называют номера тех картинок, которые относятся к теме Домашнее хозяйство и объясняют свой выбор. Учащиеся отвечают на вопрос. Ответ детей — деньги. Учащиеся отвечают: Работать учителем, врачом, бухгалтером и т. д. Учащиеся читают текст и выполняют задание учителя. Затем озвучивают результат. Возможные ответы: Семейный бюджет, расходы обязательные и произвольные, бюджет дефицитный, сбалансированный, профицитный. Сообщение ученика Термин Бюджет пришел к нам из Англии, дословно он означал Кожаный мешок . В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определенный период. Запись термина в тетради Игра Кошелек Учащиеся называют источники семейного бюджета, и кладут монетку в кошелек, находящийся в руках учителя. Ответы детей-конечно же нет. Запись термина в тетради. Ответы детей. Работа со схемой. И на доске использую карточки( разворачиваю их. Работа с новыми понятиями. Учащиеся распределяют карточки с видами расходов, берут монетку из кошелька. Виды бюджета показаны на Слайде 12 Виды бюджета. 1.Доходы= Расходы-сбалансированный бюджет. 2. Расходы>Доходы — дефицитный бюджет, если не хватает, семья берет в долг. 3.Доходы>Расходы-профицитный бюджет. В тетради учащиеся изображают схему Виды бюджета 1.Сбалансированный бюджет 2.дефицит бюджета 3.профицит бюджета Учащиеся отвечают: — на случай потери работы — для обеспечения достойного уровня жизни после ухода на пенсию — для получения образования 1.вложение денег в банк 2.покупка ценных бумаг 3. накопление дома Ответы детей Запись понятия в тетрадь. Ответ учеников — из поступивших налогов формируется бюджет государства, часть средств идет для помощи малообеспеченным слоям населения. |
3. Первичное закрепление изученного на уроке. | Организовать работу в группах. Обнаружить и устранить пробелы. | Я предлагаю вам взять Карточки №2., где Вам предложены ситуации. Определите, пожалуйста, какой вид бюджета будет в данной семье. Если он окажется дефицитным, назовите ресурсы семьи, при помощи которых можно пополнить семейный бюджет. На выполнение работы вам отводится 2 минуты, отвечать предстоит одному представителю от группы. | Учащиеся работают в группах. Ответы от каждой группы. |
Когда я шла к вам на урок, стала свидетелем следующего разговора… | Спорили два школьника. Один говорил, что планирование семейного бюджета его не касается и не интересует. Пусть этим занимаются родители. Его товарищ считал, что подросток должен быть в курсе доходов и расходов. Кто из них прав? | Вариант ответа: Часто нам не хватает средств для приобретения того, в чем мы нуждаемся. Надо научиться разумно тратить средства и вести свое хозяйство. | |
4.Рефлексия. | Планирование семейного бюджета-дело довольно сложное. Вы будете взрослыми, каждый из вас будет иметь семью и будет вести домашнее хозяйство, и я думаю, что знания полученные на уроке помогут вам избежать ошибок. Основа успешного домашнего хозяйства — это правильно составленный, сбалансированный бюджет семьи! | Понравилась ли вам такая форма урока? Чему вы научились, играя? Что нового вы узнали? Что вы уже знали? Пригодится ли вам это в жизни? | Учащиеся отвечают |
5.Подведение итогов урока. | Выставить отметки. Поблагодарить учащихся за работу на уроке. | А теперь, давайте посмотрим результативность вашей работы на уроке, т. е. доход каждого из вас. Подсчитайте ваши символические знаки Знаний. Поднимите руку те, кто из вас заработал больше 3-х. Вы за урок получаете 5 А кто получил меньше пусть не расстраивается, думаю в следующий раз у вас получится лучше, просто сегодня ваши одноклассники были быстрее вас. А давайте подсчитаем доход всего класса. Как вы думаете человеку трудиться лучше одному или в коллективе? Я желаю вам быть дружными, трудолюбивыми, достигать результата в любом деле. Мне сегодня понравилась ваша работа на уроке. Спасибо вам за работу на уроке. | |
6. Домашнее задание. | Сообщить домашнее задание и способы его выполнения. | Составьте бюджет вашей семьи. | Учащиеся записывают домашнее задание.§10 |