Назревает конфликт. Как найти выход из ситуации?
Каждый день на уроках в школе возникают различные педагогические ситуации, требующие от учителя мгновенного решения. Постоянные нарушения дисциплины: у кого-то ручка пропала, кто-то опоздал, кто-то ест на уроке, тот толкается, а этот обзывается и т. д. Если учителю реагировать на все, то просто не хватит времени на сам урок: бесконечные разборы полетов с выяснениями дел займут весь урок. Но и не реагировать на обстоятельства, не касающиеся урока, тоже нельзя. Вот и приходится учителю мгновенно оценивать ситуацию и принимать решение: «казнить
Постоянный выбор, который приходится делать в считанные секунды, зачастую сводит на нет учебное время. И ведь действовать нужно со снайперской точностью, чтобы спасти ситуацию. Приведу пример одной такой конкретной ситуации. На уроке русского языка собираюсь раздавать тетради с проверенными изложениями.
Одна девочка сильно нервничает, говорит, что у нее пропала тетрадка. «Понятно, — думаю про себя, — значит, она ее и не сдавала. А теперь применяет метод: лучшее средство защиты — нападение, ведь учитель виноват
Это все к тому, что тетрадь пропасть никак не могла. Но девочка уже с нескрываемой агрессией на повышенных тонах доказывает мне, что она сдавала тетрадь на проверку. Для меня ситуация ясна: ученица обманывает. Но как она уверенно это делает, без тени смущения, с нотками нападения на учителя в интонациях! Вывод из ее агрессии напрашивается один: в пропаже тетради виновата учительница!
Как быстро развязать эту конфликтную ситуацию? Называю несколько фамилий подряд и задаю вопрос: «Иванов, Петров, Сидоров, за те пять лет, что я преподаю у вас предмет, были когда-нибудь случаи, чтобы тетради после проверки вам не раздали?» Разумеется, нет. Наступает пауза, молчаливо свидетельствующая о том, что тема исчерпана.
Но тут в спор вмешивается подруга «пострадавшей», соседка по парте, с заявлением: «Вы унижаете наше достоинство тем, что сравниваете нас с этими учениками!» Вот как оно, оказывается! А ведь никого ни с кем и не сравнивали. Цель убеждения состояла в следующем: тетрадь пропасть никак не могла! И тут мои мысли уходят от конкретного педагогического конфликта в сторону педагогики. Существует ли она вообще?
По-моему, человек уже рождается с определенной судьбой, с готовым характером, способностями, склонностями. Воспитание может лишь незначительно подкорректировать какие-то черты. Эта самая девочка, говорящая о человеческом достоинстве, к уроку сегодня вообще не подготовилась, сказала, что не учила…
При всем классе сказала… И не покраснела даже от смущения. Помню, как в пятом классе она плакала, когда получила оценку на балл ниже «соперницы» по учебе.
Причитала: «Я так и знала, что у меня оценка будет ниже!» Что это было? Зависть к чужим успехам? Стремление быть лучшей? Завышенная самооценка? Чтобы разобраться в этом конфликте более или менее объективно, важно знать еще один факт: эта девочка мне всегда нравилась, можно сказать даже так: наши симпатии были взаимны.
Что же случилось теперь? Переходный возраст всему причиной? Или что? А тем временем урок продолжался. Выставляю оценки, слышу ее голос шепотом подруге: «Я этого так не оставлю!
Я дам маме тетрадь, пусть она перепроверит все ошибки!» Спрашиваю: — Что ты получила за изложение? — учитель-предметник ведет много классов, в каждом по тридцать человек, поэтому все оценки трудно упомнить, кто там что получил. — Семь баллов, — отвечает она. Семь — это четверка с минусом по старым нормам оценивания. По-моему, неплохо. Но «она этого так не оставит!» Вот так! Пожалуется маме, та еще кому-нибудь. «Перепроверять» будут меня.
Почти как в анекдоте, примерно такого содержания: «Один конкурент на выборах говорит другому: — Я скажу твоим избирателям, что у тебя дочь наркоманка, а сын в тюрьме сидит. — Но у меня вообще нет детей… — А это неважно! Я скажу — а ты оправдывайся!» Это приведен в пример только один случай из школьной жизни, это даже не «один день из жизни Ивана Денисовича». А сколько их бывает каждый день!
Всего учитель-предметник на ставку обучает в среднем 150 учеников, и каждый, как принято сейчас говорить, — личность. Хотелось бы услышать ваше мнение по данной конфликтной ситуации. Понимаю: житейские мелочи, американцы вон Ливию бомбят, а тут со всякими пустяками пристают… Только вот дело в том, что во всем существует незримая связь.
У этих «общечеловеков»- американцев, убивающих людей, нет никакой духовной основы, моральных ценностей. Они бомбят мирное население, чтобы завладеть нефтью этой страны, их цель — нажива любой ценой. Школьники требуют хороших оценок — это пока эквивалент их труда. Хорошо, когда труд вложен. А если нет?
Не хотелось бы, чтобы новое поколение выросло с такими эгоистичными представлениями о жизни: все можно взять себе даром, не прилагая особых усилий; все методы хороши в борьбе за достижение намеченных целей. И все таки, если вы узнали о конфликте с учителем, то:
Не стоит ругать ребенка, лучше расспросите и узнайте у него что произошло. Никогда не позволяйте себе обсуждать при ребенке недостатки учителя, например, с мужем или с подругой. Постарайтесь объяснить ребенка, как тяжело быть учителем, что учитель — это обыкновенный человек, как и мы, и что он тоже устает и раздражается. Обсудите с учителем всю ситуацию, без претензий, ну и тем более не в присутствии ребенка, постарайтесь найти выход из сложившейся ситуации.
Не откладывайте в долгий ящик этот разговор, разрешите ситуацию в самом начале, и не запускайте конфликт. Иногда стоит наладить более теплые отношения между родителем и учителем, чтобы в будущем уберечь ребенка от завышенных требований и излишних придирок. Речь идет об активном участии родителей в жизни класса и школы. Посещайте родительские собрания, предлагайте свою посильную помощь в решении некоторых повседневных проблем, возможно даже используя свою профессиональную деятельность.
Возможно, в возникшей ситуации понадобиться консультация психолога, не отказывайтесь от помощи профессионала, она не будет лишней.