Урок русского языка для 3 класса по теме: «Род имен существительных»
Брюханова Татьяна Владимировна,
Учитель МОБУ СОШ № 21
Г.. Белорецк, Республики Башкортостан
Урок русского языка для 3 класса по теме: » Род имен существительных»
Цель урока: познакомить с понятием рода имен существительных
Задачи: 1) Формировать умение определять род имен существительных.
2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, связную речь.
3) Воспитывать любовь к природе, любознательность, самостоятельность, чувство дружбы.
Ход урока:
Организационный момент
— Поприветствуем друг
Пусть на самую капельку, стала радостнее, интереснее. Думаю и наш урок сегодня
Пройдет интересно, с пользой для всех.
Сейчас я начну учиться.
Внимание мое растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я готов к работе.
Актуализация знаний
— Вспомним пять «золотых» правил грамматики.
А) пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно
Б) помню о красной строке
В) первое слово в предложении пишу с заглавной буквы, в конце ставлю точку, либо!, ?.
Г) помню о переносе слов с одной строки на другую
Д) при письме слова проговариваю
— Послушайте музыку, подумайте к какому времени года можно отнести эту музыку?
— Что можно рассказать о слове Весна?
— Русская легенда гласит, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и
Ветром решила не пускать на землю Весну. Тогда этот смелый цветок выпрямился,
Расправил лепестки и попросил защиту у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю
И открыло дорогу Весне.
— О каком цветке шла речь? Вот он хрупкий, нежный, самый первый цветок,
Который смущенно стоит, радостно склонив голову. Какие чувства у вас вызывает этот
Цветок?
Минутка чистописания
— Нарисуем в своих тетрадях этот прелестный цветок
— Прочитайте слова
Птица, солнце, подснежник, капель, скворец, облако, небо.
— На какие группы можно разбить эти слова?
— Что объединяет их? А что может рассказать о себе имя существительное?
4. Изучение нового. Постановка проблемы.
— Проверим, все ли вы назвали. Может быть, есть для вас что-то новое,
Незнакомое. Хотите об этом узнать?
— Попробуем сформулировать тему нашего урока. А какова цель?
— Как вы понимаете слово Род? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нем
Значение этого слова. Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.
— Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т. к. они были очень похожи. Однажды он издает указ: » Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награжден». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: » Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: » Мои».
А все остальные остались на середине — лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:
— Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».
— А вот ключ к моим словам, и говорит: » ОНА, МОЯ».
— Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?
Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:
» Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:
Женский род запомню я
И скажу: » Она-моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: » Он-мой».
Средний род: » Оно-мое».
Это правило — мое!
— Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их?
Какие слова — помощники помогают определить род?
5. Первичное закрепление.
— С приходом весны слетаются домой перелетные птицы. Какие птицы прилетают с юга первыми? Они очень радуются встрече с родной землей, радуются весне, солнышку.
На карточке записаны слова, вы подбираете к каждому из них рифму, но ваше слово обязательно должно обозначать название птицы.
Макушка, врач, корона, Париж, капля, палка.
— Какое задание можно выполнить с этими словами?
— Каждый народ по — своему отмечает приход весны. У русского народа есть свой интересный обычай. В конце марта,22 числа, отмечается на Руси русский праздник встречи весны. В этот день сорок разных птиц на Русь пробираются.
Поэтому к празднику исстари пекли из теста жаворонки, чтобы они весну кликали. С раннего утра продавали их на торгах и около церквей, и все выходили кликать весну. Женщины пекут из теста жаворонки, а Дети украшают их ленточками, выходят на улицу и сажают на самое высокое и сухое место — забор, ветви деревьев, затем берутся за руки и поют зазывную песенку.
Жаворонков потом снимают. Кто съедает их, а кто берет на память об этом дне, о весне.
Физминутка: Ой, весна моя,
Ты весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари!
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными.
6. Работа по картине.
— Что изображено на картине? Какое настроение вызывает эта картина? Составьте по картине рассказ.
Возьмем любое предложение из нашего рассказа и запишем его.
7. Комментированное письмо предложения.
— Какое задание вы предложите выполнить?
8. Итог урока.
— Что нового узнали на уроке? Чему научились? Как принято в гостях, хозяин угощает. Вот и Существительное вас угощает фруктами, но Мальчики возьмут фрукт м. р., а девочки ж. р.