Урок русского языка для 3 класса по теме: “Род имен существительных”

Брюханова Татьяна Владимировна,

Учитель МОБУ СОШ № 21

Г.. Белорецк, Республики Башкортостан

Урок русского языка для 3 класса по теме: ” Род имен существительных”

Цель урока: познакомить с понятием рода имен существительных

Задачи: 1) Формировать умение определять род имен существительных.

2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, связную речь.

3) Воспитывать любовь к природе, любознательность, самостоятельность, чувство дружбы.

Ход урока:

Организационный момент

– Поприветствуем друг

друга приветливой улыбкой. Вот мы все улыбнулись, жизнь

Пусть на самую капельку, стала радостнее, интереснее. Думаю и наш урок сегодня

Пройдет интересно, с пользой для всех.

Сейчас я начну учиться.

Внимание мое растет.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я готов к работе.

Актуализация знаний

– Вспомним пять “золотых” правил грамматики.

А) пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно

Б) помню о красной строке

В) первое слово в предложении пишу с заглавной буквы, в конце ставлю точку, либо!, ?.

Г) помню о переносе слов с одной строки на другую

Д) при письме слова проговариваю

по слогам

– Послушайте музыку, подумайте к какому времени года можно отнести эту музыку?

– Что можно рассказать о слове Весна?

– Русская легенда гласит, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и

Ветром решила не пускать на землю Весну. Тогда этот смелый цветок выпрямился,

Расправил лепестки и попросил защиту у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю

И открыло дорогу Весне.

– О каком цветке шла речь? Вот он хрупкий, нежный, самый первый цветок,

Который смущенно стоит, радостно склонив голову. Какие чувства у вас вызывает этот

Цветок?

Минутка чистописания

– Нарисуем в своих тетрадях этот прелестный цветок

– Прочитайте слова

Птица, солнце, подснежник, капель, скворец, облако, небо.

– На какие группы можно разбить эти слова?

– Что объединяет их? А что может рассказать о себе имя существительное?

4. Изучение нового. Постановка проблемы.

– Проверим, все ли вы назвали. Может быть, есть для вас что-то новое,

Незнакомое. Хотите об этом узнать?

– Попробуем сформулировать тему нашего урока. А какова цель?

– Как вы понимаете слово Род? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нем

Значение этого слова. Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.

– Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т. к. они были очень похожи. Однажды он издает указ: ” Кто узнает “секрет” как их различить, тот будет награжден”. Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: ” Пусть они будут мои”. Жена тоже схватила слова себе и сказала: ” Мои”.

А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:

– Вот ключ к моим словам, и говорит: “ОН, МОЙ”.

– А вот ключ к моим словам, и говорит: ” ОНА, МОЯ”.

– Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?

Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:

” Спасибо”. С тех пор Существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: ” Она-моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу: ” Он-мой”.

Средний род: ” Оно-мое”.

Это правило – мое!

– Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их?

Какие слова – помощники помогают определить род?

5. Первичное закрепление.

– С приходом весны слетаются домой перелетные птицы. Какие птицы прилетают с юга первыми? Они очень радуются встрече с родной землей, радуются весне, солнышку.

На карточке записаны слова, вы подбираете к каждому из них рифму, но ваше слово обязательно должно обозначать название птицы.

Макушка, врач, корона, Париж, капля, палка.

– Какое задание можно выполнить с этими словами?

– Каждый народ по – своему отмечает приход весны. У русского народа есть свой интересный обычай. В конце марта,22 числа, отмечается на Руси русский праздник встречи весны. В этот день сорок разных птиц на Русь пробираются.

Поэтому к празднику исстари пекли из теста жаворонки, чтобы они весну кликали. С раннего утра продавали их на торгах и около церквей, и все выходили кликать весну. Женщины пекут из теста жаворонки, а Дети украшают их ленточками, выходят на улицу и сажают на самое высокое и сухое место – забор, ветви деревьев, затем берутся за руки и поют зазывную песенку.

Жаворонков потом снимают. Кто съедает их, а кто берет на память об этом дне, о весне.

Физминутка: Ой, весна моя,

Ты весняночка!

Из-за темных лесов,

Из-за синих морей приходи,

Солнцем, светом озари!

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С доброй радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С дождями сильными,

С хлебами обильными.

6. Работа по картине.

– Что изображено на картине? Какое настроение вызывает эта картина? Составьте по картине рассказ.

Возьмем любое предложение из нашего рассказа и запишем его.

7. Комментированное письмо предложения.

– Какое задание вы предложите выполнить?

8. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? Чему научились? Как принято в гостях, хозяин угощает. Вот и Существительное вас угощает фруктами, но Мальчики возьмут фрукт м. р., а девочки ж. р.




Экология детства.
Сейчас вы читаете: Урок русского языка для 3 класса по теме: “Род имен существительных”