Как я понимаю идейный смысл названия драмы А. Н. Островского «Гроза»

Где ты, гроза — символ свободы?

А. Пушкин

Знойный летний день… Кажется, над землей нависла какая-то страшная зловещая сила, готовая все погубить. Земля, деревья, птицы, небо — все ждет освежающей грозы.

Когда читаешь драму «Гроза», тоже наступает такая минута, что ощущаешь, как сгущаются темные зловещие силы, как задыхается все живое, как трепещет и рвется к жизни, к свету Катерина.

Драма «Гроза» была написана Островским в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной, страшной атмосфере

действительности чувствовалось приближение «бури».

Тучи сгущаются в драме в первом же действии, хотя внешне пока все спокойно.

Здесь, в городе Калинове, всем заправляют люди жестоких нравов, скрывающие свои пороки под маской благочестия и религиозности. Такой является и Кабаниха, которая придерживается в жизни старой морали, старых традиций. «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — отзывается о ней Кулигин.

Действительно, Кабанова давно уже подавила личность своего сына, Тихона, не дает жизни и Катерине, зато со странницей Феклушей, которая ее хвалит, восхищается ею, разделяет

ее взгляды, Кабаниха без труда находит общий язык.

Фигура Дикого представляет собой образ безнравственного человека, для которого целью жизни являются деньги. Он самый богатый в городе, и это позволяет Дикому жестоко издеваться над бедными мужиками и домочадцами, самодурствовать. Однако Дикой пасует перед людьми, имеющими большую власть и более значительный, чем у него, капитал.

В лицемерии, ханжестве, жадности и ненависти к людям Дикой сродни Кабанихе.

Именно против этого «темного царства» восстают молодые силы: Катерина, Кудряш, Варвара. И главный конфликт «Грозы» — это столкновение пробуждающейся светлой личности с догмами, деспотизм, фальшью и духотой, душевной черствостью мира кабаних и диких.

Не зря Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве», поскольку величие ее характера заключается в целостности и внутренней гармонии, в способности всегда и везде быть самой собой, ни в чем себе не изменяя. Кого не привлечет нравственная красота этой девушки, воспитанной в атмосфере любви и свободы! Теперь же она задыхается в доме Кабановых, который кажется ей «тюрьмой», «неволей».

Ее душа требует простора, воли, любви, а не жестокости и лицемерия свекрови Кабанихи. «Какая я была резвая! — говорит Катерина Варваре. — Я у вас завяла совсем».

Катерина — религиозная натура, но ее глубокая и свободная вера отличается от внешней религиозности Кабанихи, у которой никогда не вырвется из сердца, как стихия, крик души: «Отчего люди не летают!»

Катерина протестует против такого существования, она не хочет смириться с ним и покориться давлению ханжества, лицемерия, несправедливости, но как бороться с ними — не знает. «Лучше умереть», — говорит она.

Протест Катерины, выразившийся в ее гибели, чем-то сродни грозе — сильной и страшной стихии природы. И пусть Катерина погибла, а кабановы и дикие еще ходят по земле — все равно придут новые поколения людей, которые сумеют понять трагедию героини как призыв к очистительной и грозной буре, смывающей с лица земли ложь, невежество, деспотизм. И эти поколения уже будут способны бороться за свое счастье!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Как я понимаю идейный смысл названия драмы А. Н. Островского «Гроза»