Исторический путь басни
Провести этот урок учителю помогают пять учащихся.
Урок начинается со звучания басни И. А. Крылова «Квартет» в грамзаписи, после чего учитель задает вопрос:
— Вы узнали басню? Кто ее автор?
Когда мы слышим слово «басня», то сразу же вспоминаем Ивана Андреевича Крылова, однако история басни начинается не с него.
1-й ведущий
— Басня — один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире.
2-й ведущий
— Басня
Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей.
3-й ведущий
— Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Стрекоза и муравей», «Вол и лягушка», «Два горшка» и многие другие.
4-й
— К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен.
Эллада — мать искусств, за это ей хвала. Из греческих земель и басня к нам пришла. От басни многие кормились, но едва ли Они до колоска всю ниву обобрали.
Доныне вымысел — свободная страна, Не вся захвачена поэтами она.
5-й ведущий
— Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басни в основном писались в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы XVII-XVIII веков.
1-й ведущий
— В эпоху Просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэт Лессинг писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали».
Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.
2-й ведущий
— Русская литература обратилась к басне в XVIII веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», — писал Сумароков.
Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях.
3-й ведущий
— Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова.
4-й ведущий
— Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басни — «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира». В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность — главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.
5-й ведущий
— Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей.
За этими львами, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.
Учитель
— Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные. Я читаю начало выражения, а вы произносите вторую часть его.
Итак, начинаем.
— А ларчик .
— Кукушка хвалит Петуха за то, .
— А вы, друзья, как ни садитесь, .
— Слона-то я и .
— Недаром говорится, что .
— Ах, Моська! знать она сильна, .
— У сильного всегда .
— А Васька слушает .
— Как счастье многие находят лишь тем, что .
— Худые песни Соловью .
— Молодцы! Вы хорошо знаете крылатые выражения из басен Крылова. А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали рассказ об истории создания басен, хорошо ли запомнили лучших баснописцев мира.
Мои помощники показывают вам название страны, а вы должны назвать имя баснописца, популярного на весь мир.
Греция — Эзоп
Рим — Федр
Франция — Лафонтен
Германия — Лессинг
— Запомнили ли вы русских баснописцев? Сейчас ведущие вам покажут инициалы русских баснописцев, а вы должны назвать их полные имена.
А. П. С. — Александр Петрович Сумароков
И. И. Х. — Иван Иванович Хемницер
И. И. Д. — Иван Иванович Дмитриев
И. А. К. — Иван Андреевич Крылов
Конкурс на самого лучшего актера пантомимы
На отдельных карточках написаны названия басен Крылова. Каждый участник выбирает одну, не видя названия. Теперь с помощью жестов он должен изобразить то, что написано на карточке, а зал должен узнать изображаемую басню.
№ 1. «Волк и Ягненок»
№ 2. «Мартышка и очки»
№ 3. «Осел и Соловей»
№ 4. «Лебедь, Щука и Рак»
№ 5. «Стрекоза и Муравей»
№ 6. «Кошка и Соловей»
Конкурс «Любимая басня»
Класс заранее был разделен на группы, каждая подготовила одну из басен. Это может быть инсценировка, выразительное чтение, пантомима. Каждая группа представляет свою конкурсную работу.
Лучшие работы отмечаются призами.
Конкурс «Кто лишний?»
Каждая группа получает несколько рисунков, на которых изображены герои одной из басен, но один из героев на карточке лишний; надо найти, кто лишний .
Последний конкурс — мозаика. Каждая команда получает конверт, в котором находится разрезанная на части иллюстрация одной из басен Крылова. Ребята должны собрать из кусочков иллюстрацию и назвать басню.
Заканчивается наш праздник. Хочется, чтобы вы стали истинными любителями литературы и ежедневно открывали новые и новые ее страницы.
Счастливого пути в чудесный мир литературы!
А теперь подведем итоги нашего праздника и назовем его победителей — настоящих знатоков басни.