Идейно-художественное своеобразие «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина
Вышеупомянутые повести были… первым
Его опытом. Они… большею частию
Справедливы и слышаны им от разных особ.
А. Пушкин. Повести Белкина
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» написаны А. С. Пушкиным в 1830 году во время знаменитой Болдинской осени и включают пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка». Предваряет этот цикл предисловие «От издателя», из которого мы узнаем, что в основу этих произведений легли реальные события, о которых
На самом же деле «Повести Белкина» были задуманы А. С. Пушкиным как пародия на каноны, сложившиеся в романтической литературе. Посмеявшись, писатель выбирает самые расхожие романтические сюжеты, тщательно выстраивает их, а в конце обескураживает читателя совершенно неожиданной концовкой. Так в повестях «Выстрел» и «Барышня-крестьянка» в финале мы, стараниями Пушкина, ожидаем настоящую трагедию, которая должна послужить логической развязкой нагнетаемых в ходе сюжета событий, но на самом деле все заканчивается удивительно счастливо.
Совершенно
Только на последней странице мы узнаем, что девушка счастлива, богата, у нее есть любящий муж и трое чудесных детей.
Повесть «Гробовщик» — это пародия на расхожие сюжетные штампы романов, полных мистики и тайн загробного мира. Гробовщик Адриян Прохоров, обиженный намеком на нечистоплотность своей работы, сгоряча решает позвать на новоселье не соседей-ремесленников, а «мертвецов православных». Естественно, приглашенные приняли предложение, и Адрияну пришлось несладко среди мертвых. которых он когда-то хоронил, — уж очень они самолюбивы и обидчивы.
И опять писатель смеется над читателем , попавшимся на удочку своих ожиданий. Все произошедшее с Адрияном оказывается сном.
Поступки героинь повестей «Метель» и «Барышня — крестьянка» определены во многом чтением французских романов, этим же объясняются и их устремления, надежды. В «Повестях Белкина» Пушкин противопоставляет реальную жизнь и здравый смысл романтическому взгляду на действительность. Никакие книги не могут заменить яркость и многообразие настоящей жизни: ее радости и печали, житейские мелочи и глобальные конфликты, закономерности и неожиданности.
Писатель утверждает, что жизнь не только непостижима до конца, но и безумно интересна, но понять это сможет лишь тот, кто доверится ей, а не будет пытаться построить свое существование согласно штампам и клише романтической литературы.