Урок биологии по теме «Класс паукообразные» 7 класс

Урок биологии в 7 классе по теме «Класс паукообразные».

Цель : познакомить учащихся с классом паукообразных.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения паукообразных на примере паука крестовика; выявить особенности класса паукообразных, значением их в природе и жизни человека.

Развивающая: развитие навыков сравнения на примере ракообразных и паукообразных, развивать умение делать выводы, обобщать полученные знания.

Воспитательная: учить бережному отношению к природе,

показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Оборудование: таблица «Строение речного рака», презентация «Класс Паукообразные», опорные конспекты для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент .

II. Проверка домашнего задания.

1 ученик — работа у доски Систематика.

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Членистоногие

Класс Ракообразные

Класс Паукообразные

Класс Насекомые

— Назовите представителей каждого класса.

— На основании, каких признаков

животных объединяют в тип членистоногие?

2 ученик — устный ответ у доски по вопросам.

1.Каковы особенности внешнего строения речного рака?

2.Каково строение нервной системы ракообразных?

3.Перечислите органы чувств речного рака. Как устроены глаза ракообразных?

3 ученик — устный ответ у доски по вопросам.

1) Расскажите о строении кровеносной системы речного рака.

2) Как дышит рак?

3)Чем питаются ракообразные? Как устроена пищеварительная система речного рака?

3 ученик — устный ответ у доски по вопросам.

1)Как устроена выделительная система ракообразных?

2) Опишите особенности половой системы у речного рака? Что такое половой диморфизм?

3)Какой образ жизни ведут ракообразные? На какие 2 группы можно разделить все ракообразных?

4)Каково значение ракообразных в природе и жизни человека?

4 ученик — «блиц — опрос» у доски по вопросам.

1)Хитин — это..

2)Первая конечность у ракообразных называется….

3)Тип кровеносной системы у речного рака — ….

4)Что такое половой диморфизм?

5)Особенность строения глаз речного рака — ….

6)Как дышит речной рак?

7)Тело речного рака делится на 2 отдела:

8)Дафнии и циклопы относятся к высшим или низшим ракообразным?

9)Есть ли у речного рака печень?

10)Какую функцию выполняют брюшные конечности у рака?

Дополнительные вопросы.

Почему попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой?

Почему вынутые из воды раки могут несколько дней оставаться живыми?

Закрепление домашнего материала . После выполнения, обменятся тетрадями с соседом. 1 ученик зачитывает правильные ответы.

1.Тело состоит из 2 отделов: …… и…

2.Ракообразные имеют твердый покров из….

3.У речного рака… пар конечностей

4.Органы дыхания — ______________

5.Тип кровеносной системы — __________

Физкультминутка «Упражнения для глаз».

II. Изучение нового материала

— Давайте еще раз перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.

— Какой класс мы уже изучили?

— Какой класс будем изучать сегодня?

Запишите тему урока «Класс паукообразные».

Класс Паукообразные включает до 62.000 видов. К этому классу относится 4 отряда: сенокосцы, скорпионы, клещи и пауки. Начнем знакомство с отряда пауков.

— Какие цели поставим на сегодняшнем уроке?

А как называются Паукообразные на латинском языке? .

— А кто знает почему?

— Вспомним древнегреческую мифологию.

— Послушайте, что говорит легенда.

Легенда об Арахне

В далекие времена в Лидии жила Арахна — дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани. Ткала она из тончайших нитей, подобных туману, и люди любовались ее работой. И возомнила Арахна себя равной богам, равной Солнцу. Она заявила, что не сравнится с ее мастерством даже мастерство богини Афины.

Вызвала Арахна богиню на состязание и выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за ее дерзость и неуважение к богам превратила Арахну в паука, который вечно плетет паутину.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину, Будь безобразной Арахной, которую люди Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину. А мастерство твое, коим ты столько гордилась, Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою: Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

— Задача нашего урока: выяснить не только внешнее строение пауков на примере крестовика, но и выявить его внутренние особенности.

Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика.

— Что присуще всем членистоногим? . Тело состоит из 2-х отделов — головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз.

На головогруди расположено 4 пары ног.

Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти — хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы .

Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. — О предках, у которых были ноги для передвижения.

На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.

Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей.

Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.

Кровеносная система. Незамкнутая. Гемолимфа.

Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба.

Дыхательная система. Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.

Выделительная система. Трубочки — мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник.

В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться .

Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел.

Система размножения. Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки. Яйца самка откладывает открыто, либо оплетает их паутиной .

Физкультминутка. Несколько упражнений на шею и спину.

IV. Домашнее задание

С.151 — 154, вопросы с.157; записи в тетрадях.

Подготовить сообщения о: пауках, клещах, скорпионах, сенокосцах

V. Закрепление.

Какие особенности строения характерны для представителей

Класса Паукообразных?

VI. Подведение итогов

VII. Рефлексия.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок биологии по теме «Класс паукообразные» 7 класс