Урок биологии по теме «Класс паукообразные» 7 класс
Урок биологии в 7 классе по теме «Класс паукообразные».
Цель : познакомить учащихся с классом паукообразных.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения паукообразных на примере паука крестовика; выявить особенности класса паукообразных, значением их в природе и жизни человека.
Развивающая: развитие навыков сравнения на примере ракообразных и паукообразных, развивать умение делать выводы, обобщать полученные знания.
Воспитательная: учить бережному отношению к природе,
Оборудование: таблица «Строение речного рака», презентация «Класс Паукообразные», опорные конспекты для каждого ученика.
Ход урока
I. Организационный момент .
II. Проверка домашнего задания.
1 ученик — работа у доски Систематика.
Царство Животные
Подцарство Многоклеточные
Тип Членистоногие
Класс Ракообразные
Класс Паукообразные
Класс Насекомые
— Назовите представителей каждого класса.
— На основании, каких признаков
2 ученик — устный ответ у доски по вопросам.
1.Каковы особенности внешнего строения речного рака?
2.Каково строение нервной системы ракообразных?
3.Перечислите органы чувств речного рака. Как устроены глаза ракообразных?
3 ученик — устный ответ у доски по вопросам.
1) Расскажите о строении кровеносной системы речного рака.
2) Как дышит рак?
3)Чем питаются ракообразные? Как устроена пищеварительная система речного рака?
3 ученик — устный ответ у доски по вопросам.
1)Как устроена выделительная система ракообразных?
2) Опишите особенности половой системы у речного рака? Что такое половой диморфизм?
3)Какой образ жизни ведут ракообразные? На какие 2 группы можно разделить все ракообразных?
4)Каково значение ракообразных в природе и жизни человека?
4 ученик — «блиц — опрос» у доски по вопросам.
1)Хитин — это..
2)Первая конечность у ракообразных называется….
3)Тип кровеносной системы у речного рака — ….
4)Что такое половой диморфизм?
5)Особенность строения глаз речного рака — ….
6)Как дышит речной рак?
7)Тело речного рака делится на 2 отдела:
8)Дафнии и циклопы относятся к высшим или низшим ракообразным?
9)Есть ли у речного рака печень?
10)Какую функцию выполняют брюшные конечности у рака?
Дополнительные вопросы.
Почему попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой?
Почему вынутые из воды раки могут несколько дней оставаться живыми?
Закрепление домашнего материала . После выполнения, обменятся тетрадями с соседом. 1 ученик зачитывает правильные ответы.
1.Тело состоит из 2 отделов: …… и…
2.Ракообразные имеют твердый покров из….
3.У речного рака… пар конечностей
4.Органы дыхания — ______________
5.Тип кровеносной системы — __________
Физкультминутка «Упражнения для глаз».
II. Изучение нового материала
— Давайте еще раз перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.
— Какой класс мы уже изучили?
— Какой класс будем изучать сегодня?
Запишите тему урока «Класс паукообразные».
Класс Паукообразные включает до 62.000 видов. К этому классу относится 4 отряда: сенокосцы, скорпионы, клещи и пауки. Начнем знакомство с отряда пауков.
— Какие цели поставим на сегодняшнем уроке?
А как называются Паукообразные на латинском языке? .
— А кто знает почему?
— Вспомним древнегреческую мифологию.
— Послушайте, что говорит легенда.
Легенда об Арахне
В далекие времена в Лидии жила Арахна — дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани. Ткала она из тончайших нитей, подобных туману, и люди любовались ее работой. И возомнила Арахна себя равной богам, равной Солнцу. Она заявила, что не сравнится с ее мастерством даже мастерство богини Афины.
Вызвала Арахна богиню на состязание и выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за ее дерзость и неуважение к богам превратила Арахну в паука, который вечно плетет паутину.
Будь же ты проклята, век ты плети паутину, Будь безобразной Арахной, которую люди Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину. А мастерство твое, коим ты столько гордилась, Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою: Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.
— Задача нашего урока: выяснить не только внешнее строение пауков на примере крестовика, но и выявить его внутренние особенности.
Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика.
— Что присуще всем членистоногим? . Тело состоит из 2-х отделов — головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз.
На головогруди расположено 4 пары ног.
Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти — хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы .
Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. — О предках, у которых были ноги для передвижения.
На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.
Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей.
Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.
Кровеносная система. Незамкнутая. Гемолимфа.
Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба.
Дыхательная система. Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.
Выделительная система. Трубочки — мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник.
В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться .
Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел.
Система размножения. Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки. Яйца самка откладывает открыто, либо оплетает их паутиной .
Физкультминутка. Несколько упражнений на шею и спину.
IV. Домашнее задание
С.151 — 154, вопросы с.157; записи в тетрадях.
Подготовить сообщения о: пауках, клещах, скорпионах, сенокосцах
V. Закрепление.
Какие особенности строения характерны для представителей
Класса Паукообразных?
VI. Подведение итогов
VII. Рефлексия.