Литература, театр и А. Н. Островский
Как известно, театр может существовать лишь постольку, поскольку в его распоряжении имеется репертуар. Без литературы театр мертв. Разумеется, драма — прежде всего род литературы. И все же пьеса принадлежит сразу двум искусствам: искусству слова и искусству театра, и не известно еще, к какому полюсу она принадлежит сильнее.
Вот почему история театра и история литературы так неразрывно связаны.
Вы, очевидно, обратили внимание, что к проблемам драматургии и театра большой интерес проявляли все русские классики: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов,
И тем не менее театры все равно испытывали острейшую необходимость в настоящем репертуаре. Пустопорожние водевили или передовые слезливые мелодрамы в конце концов надоедают. Да, были «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», пьесы Тургенева, А. Толстого, Сухово-Кобылина.
Однако жизнь продолжалась, ощущалась необходимость в разработке новой тематики. И тогда появляется Александр Николаевич Островский, посвятивший свой талант исключительно драматургии. Он один написал столько пьес, сколько не написали все остальные русские классики, вместе взятые: около пятидесяти!
Иными словами,
Возникла новая театральная эстетика, новая школа актерской игры, возник тот «Театр Островского», который стал одним из драгоценнейших достояний всей русской культуры.
Что же обусловило внимание Островского к театру? Сам драматург ответил на этот вопрос так: «Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии — для всего народа…»