Открытый воспитательский час на тему: «Стыд, вина и извинение»
Открытый воспитательский час на тему:
«Стыд, вина и извинение».
Провела воспитатель 12 группы Панкова М. В.
21.04.2014
Цели:
Познакомить детей с нравственными понятиями стыд, вина и извинение.
Развивать коммуникативную речь.
Способствовать развитию самосознания, критического мышления, стойких позитивных интересов.
Формировать чувства стыда за свои поступки.
I. Вступительная беседа.
В-ль: Добрый вечер дорогие ребята, добрый вечер наши уважаемые гости.
Начинаем наш воспитательский час. А начать мне его
В-ль: О чем этот рассказ?
Отв. д.: О том, что не надо в лесу разбрасывать мусор, надо за собой убирать.
В-ль: Правильно. Мусор надо забирать с собой, не бросать в лесу. А как вы думаете, почему Лида собрала мусор и положила в сумку?
Отв. д.: Ей было стыдно оставлять мусор в лесу.
В-ль: Да, конечно, потому что Лиде было стыдно перед соловушкой. Ребята, а испытывать чувство стыда это хорошо или плохо?
Отв. д.: Плохо.
В-ль: Почему?
Отв. д.:
В-ль: Да, конечно, если человек совершил какой-то плохой поступок, он испытывает
Поэтому сегодня мы с вами будем говорить о том, что такое стыд, чувство вины и когда принято извиняться? И наш воспитательский час сегодня так и называется «Стыд, вина и извинение».
II. Основная часть.
В-ль: А начнем мы с вами говорить о том, что такое стыд? Ребята, как вы думаете, что такое стыд?
Отв. д.:
В-ль: В своем словаре Сергей Иванович Ожегов отметил, что
Стыд — чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка, т. е. отрицательного.
Именно об этом говорится в рассказе Л. Н. Толстого «Косточка». Послушайте внимательно, потом мне скажите, почему Ваня заплакал.
В-ль: Почему заплакал Ваня?
Отв. д.: Он испытывал чувство стыда, вины и т. д.
В-ль: Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда?
Отв. д.: Да, испытывали.
В-ль: За какие поступки вашей жизни, ребята, вам было стыдно?
Отв. д.: Когда сделал что-то плохое, обидел друга и т. д.
В-ль: Существует множество причин для переживания чувства стыда. Стыд — это тяжелое подавленное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими, т. е., когда тебя осуждают, ругают твои друзья, родители, соседи, учителя, воспитатели. Именно стыд позволяет человеку остро чувствовать свою связь с другими людьми.
Поводами для осуждения обычно становятся нарушения нравственных норм, о которых мы с вами говорили, нарушения дисциплины или просто плохие отметки.
В-ль: Давайте мы с вами рассмотрим картину Федора Павловича Решетникова, которая называется «Опять двойка». Как вы думаете, какие чувства выражают лица персонажей этой картины?
Отв. д.: Злость, гнев, огорчение.
В-ль: Правильно. Мама очень огорчилась на сына, разозлилась сестренка, братик смотрит на него с насмешкой. Кто является главным героем?
Отв. д.: Мальчик.
В-ль: А как вы думаете, ребята, какие чувства испытывает мальчик?
Отв. д.: Стыд, вину, обиду.
В-ль: А как вы думаете, почему он испытывает эти чувства?
Отв. д.: Он получил двойку.
В-ль: Да, он получил двойку. А почему он получил двойку?
Отв. д.: Долго гулял, пропустил уроки.
В-ль: Ребята, а как вы понимаете пословицу «со стыда сгорел»?
Отв. д.:
В-ль: Да, ребята, когда человеку стыдно, он краснеет. Как вы думаете, эта пословица подходит к этой картине?
Отв. д.: Да, подходит.
В-ль: Да, хоть картина и написана не в цветных тонах, но все же понятно, что мальчику стыдно, и он покраснел. А как вы понимаете эту пословицу «доброму человеку даже перед собакой».
Отв. д.:
В-ль: А помните, в начале занятия мы читали рассказ, Лиде перед кем было стыдно?
Отв. д.: Перед соловушкой.
В-ль: Правильно, перед соловушкой, потому что Лида была доброй девочкой. А эта пословица подходит к этой картине?
Отв. д.: Подходит.
В-ль: Верно, мальчику стыдно и перед собакой, ведь он добрый.
Итог:
— Да, если человек добрый, если он правильно воспитан, то, конечно, ему бывает стыдно не только тогда, когда его ругают.
Физ. минутка:
Я иду, и ты идешь — раз, два, три.
Я пою, и ты поешь — раз, два, три.
Мы идем, и мы поем — раз, два, три.
Очень дружно мы живем — раз, два, три.
В-ль: Стыд ограждает от дурных поступков, но иногда, к сожалению, удерживает и от хороших. Существует понятие ложный стыд: например, слушая объяснение нового материала, ученик что-то не понял, но постеснялся переспросить. Ребята, у вас такое бывает?
Отв. д.: Бывает.
В-ль: А почему?
Отв. д.:
В-ль: Стыд чаще всего связан с такими переживаниями как обида, страх и вина. Ребята, а что такое вина, как вы думаете?
Отв. д.:
В-ль: Вина — это переживания человека по поводу своего невыполнения долга перед самим собой. Т. е., когда человек сделал что-то неправильно, то ему становится стыдно, он чувствует себя виноватым. Если стыд — ответственность за поступок перед другими, то вина ответственность перед самим собой.
Ребята, чувство вины — очень тяжелое переживание. Чувство вины — это хорошо, но его не должно быть много. Оно иногда серьезно влияет на психику человека, не дает ему спокойно жить. Справиться с чувством вины можно только раскаявшись.
Раскаяться — значит принять решение не повторять свои ошибки, изменить свое поведение. Как вы думаете, в каких ситуациях люди испытывают чувство вины?
Отв. д.: Обидел маму, друга, что-то не выполнил.
В-ль: Чтобы избавиться от чувства вины как надо поступить?
Отв. д.: Извиниться.
В-ль: Правильно, нужно извиниться перед тем, кого обидел. Что такое извинение?
Отв. д.:
В-ль: Извинение — основание для оправдания, т. е. основание для того, чтобы тебя поняли, простили и оправдали. Издавна слово «прости», «извини», значило «сними с меня вину», «отпусти меня свободным, чтобы в дальнейшем пути я не чувствовал неудобства и горечь». Кто просит прощения, это не признак слабости, унижения, а наоборот, это признак сильного человека, способного совершить поступок и восстановить добрые отношения с окружающими.
А какие слова мы употребляем, когда извиняемся?
Отв. д.: Извините пожалуйста, я прошу прощения, я виноват перед вами, я не хотел тебя обидеть, я приношу свои извинения, я не думал, что это обидит тебя, не сердитесь пожалуйста.
В-ль: Хорошо, молодцы. А как можно отвечать на извинения?
Отв. д.: Хорошо, да ладно, не стоит извиняться, не за что, я не сержусь, пожалуйста.
В-ль: Итак, в каких ситуациях можно использовать данные фразы?
Отв. д.: В тех ситуациях, когда поступаем не правильно.
В-ль: Хорошо, а сейчас у меня для вас задание. .
Задания:
— ты опоздал к другу на день рождения, как ты будешь себя вести?
— ты опоздал на урок.
— прозвенел звонок, начинается урок. Ты на пороге класса сталкиваешься с одноклассницей.
— бегая по коридору, ты нечаянно налетел на воспитателя.
В-ль: Никогда не стыдно просить прощения, ведь извинение — это ключ к примирению, это награда, это признак душевных побед.
Извинение — это награда,
Это признак душевных побед.
Извиняться порою нам надо,
Это вовсе для нас не секрет.
И пускай извинения часто
Открывают в жизнь лучшую пусть,
Мы хотим, чтоб светило нам счастье
Хоть ошиблись мы в чем-то чуть-чуть.
В-ль: А сейчас, ребята, попробуйте закончить эти предложения.
1) Легче на душе становиться, когда тебя… прощают.
2) Прощение дает свободу от чувства… вины.
3) Извинение никогда не будет извинением, если оно звучит как… одолжение.
4) У кого совести нет, нет и… стыда.
В-ль: А сейчас следующее задание. Перед вами набор цветной бумаги. Выберите тот лист, какого цвета стыд.
Почему вы выбираете этот цвет?
Отв. д.: Потому что от стыда краснеют.
В-ль: И я, ребята, выбираю красный цвет, потому что, когда мне бывает стыдно, я тоже краснею.
Ребята, а вы кого-нибудь обижали в нашем классе? Вспомните ситуации, когда вы кого-то обидели. Вспомнили? А теперь выходите сюда, возьмите друг друга за руки и попросите прощения. .
В-ль: Хорошо, ну что же, ребята, наш воспитательский час подошел к концу. Хочется услышать, что же каждый из вас взял для себя из этого занятия.
Отв. д.:
В-ль: Мне еще раз хочется сказать, что тот, кто просит извинения, это признак сильного человека, никогда не стыдно просить прощения, и извиняться надо так, чтобы человеку стало легче после ваших слов, а уметь прощать — значит быть великодушным.
Я благодарю вас всех за теплый доверительный разговор, за добрые и умные мысли. Спасибо.
— ты опоздал к другу на день рождения, как ты будешь себя вести?
— ты опоздал на урок.
— прозвенел звонок, начинается урок. Ты на пороге класса сталкиваешься с одноклассницей.
— бегая по коридору, ты нечаянно налетел на воспитателя.