Психологическая безопасность: миф или реальность?
Психологическая безопасность: миф или реальность?
Писать надо только тогда, как выразился один из известных наших современников, когда уже не писать невозможно. Все написанное можно условно разделить на три катего-рии: написанное на заказ, написанное для удовлетворения своего непомерного тщеславия, и написанное от души по велению сердца. Третий вариант, конечно, более предпоч-тителен, т. к. отражает движение души и значительно чаще располагает к свободному полету мысли, что не часто можно отметить в том, «что написано пером» по другим
Да мало ли что может служить отправной точкой для полета вдохновения.
Вот и в данном случае автор ни в коей степени не претендуя на истину в последней инстанции, возможно совершенно безосновательно, наивно полагает, что данные заметки может быть вызовут у кого-нибудь серьезное желание изучить обозначенную проблему более основательно и глубоко. На болынее и не надеюсь.
В общественном сознании глубоко сидит мысль о том, что психология — это
В дальнейшем такое «счастливое» неведение может привести к печальнейшим последствиям.
Одним из зловещих парадоксов современности является то, что чем больше мы говорим и «продвигаемся» в направлении «прав и свобод человека», тем менее реальны наши пра-ва и свободы. Если многие века человек мог реально видеть и ощущать того, кто поку-шался на его права и свободы и дать ему, при желании и возможности, адекватный ответ, то развитие всего комплекса психологаческих наук и современных технологий поставили современного человека в совершенно иное положение: мы теперь не знаем и не можем знать конкретно того, кто именно угрожает нам; мы не знаем способов адекватного реаги-рования на возникающие угрозы; вместо расширения идет реальный процесс сокращения фактического наполнения наших прав и свобод; постоянно идет сокращение нашей психической автономности и практическая ликвидация интимности нашего бытия. Иными словами нас все более превращают в биороботов.
Отсюда и вопрос нашего времени: как, невзирая на фантастические достижения науки остаться Человеком с автономной психи-кой? Мы должны не только думать и заботиться о неприкосновенности личности, жилища и т. п., но и о неприкосновенности нашей психики. Защищать нашу психику от несанкци-онированного вторжения может только «Закон о психологической безопасности личности и общества».
Мы реально подошли к этому рубежу.
За крикливой и пестрой суетой сиюминутных политических баталий и интересов, мы как-то упускаем из виду перспективы нашего бытия вообще. Мы все более и более пре-вращаемся в психологически управляемое общество. Хорошо это или плохо? Однознач-ного ответа нет и не может быть.
Вопрос заключается в том, кто станет этим Правителем? «Шапка Мономаха» непосильна отдельной личности, сколь гениалъной она бы ни была, а значит и не должна быть ей доступна. Роль Правителя должна принадлежать некоему Об-щественному органу. Однако проблема заключается в том, чтобы этот Орган, созданный обществом наподобие Государства для обслуживания общественных нужд не стал бы со временем самодостаточным и, став независимым от породившего его общества, превра-тил родителя-общество в своего слугу и раба, помыкая и управляя им.
Существуют вполне определенные законы психологического воздействия на большие че-ловеческие массы с целью контролируемого управления ими. Мы не станем гово-рить о военных аспектах данной тематики: это дело специалистов. Поговорим о том, с чем мы сталкиваемся почти ежедневно. Определенная, специально организованная группа лю-дей попадает под гипноз харизматичной, сильной личности, а затем впадает в стадию самогипноза. Хотя порою и сам харизмат может оказаться простой марионеткой в руках могущественного и невидимого публике Властелина.
Под воздействием самогипноза толпы вождю, лидеру уже не надо тратить сверхусилия на гипнотизирование своих однодумцев, они сами стано-вятся ярыми апологетами и все время подпитываются энергией за счет нарастающего самовнушения.
Истовость, уверенность в своей правоте этих апологетов определенным образом «зара-жает» их фанатичной верой в вождя и его окружение, а потому число их сторонников не-прерывно возрастает до определенного времени и уровня. Это время определяется энерге-тической мощностью данной идеи, лидера, ее окружения и сторонников. В зависи-мости от энергетики, средств и методов распространения, число уверовавших может колебаться от незначительного числа до подавля-ющей части населения страны.
При этом Идея не обязательно должна соответствовать реальным интересам, уверовавших в нее.
Неискушенному читателю нарисованный эскиз картины может показаться надуманным и мрачноватым. Попробую убедить Вас в том, что это не плод болезненного воображения, а обыденная наша реальность.
Уже общеизвестно, что каждый организм имеет собственное излучение, энергети-ческое поле которого позволяет не только поддерживать процессы жизнедеятельности ор-ганизма, но и определенным образом выстраивать свое взаимодействие с окружающим миром, в том числе и с подобными себе организмами. Человеческий мозг является свое-образным приемником для информации, которая содержится в невидимом глазу энерге-тическом поле окружающего пространства.
Полезные и негативные для человека свойства акустических и световых излучений были хорошо известны еще в древнем мире. Так и в современной цветовой организации прост-ранства интерьеров: колористики, эргономике и в дизайне — учитываются эти знания. Но если в вышеперечисленных случаях световые и акустические излучения используются во благо человека, во имя создания для него комфортаых условий труда и быта, то исполь-зование этих излучений в политтехнологических целях ставит одну цель: целена-правленное управление психикой болыпих человеческих масс и отделъного человека.
Влияние цвета на настроение человека хорошо изучено: обычно красный цвет вызывает беспокойство, а фиолетовый — умиротворение. Цвет вызывает у человека определенную частоту биосигналов. Чем выше частота, тем выше уровень беспокойства и волнения. Белый цвет-1100- 2000 мега герц.
Красный — 1000-1200. Оранжевый — 950 -1050. Желтый — 500- 700. Зеленый — 250- 475. Голубой — 200- 250.
Синий — 150- 250. Фиолетовый — 80 — 120.
Я явно не сторонник «оранжевых», но и «голубые» мне далеко не симпатичны. Однако, наблюдая за массовыми акциями тех или других отчетливо ощущаю противоположные эмоции: цветные полотнища «оранжистов» раздражают, пугают, вызывают бессозна-тельное чувство тревоги; от полотнищ «регионалов» веет неким холодком, рассуди-тельностью, основательностью. Не поэтому ли акции «регионалов» менее агрессивны?
Постоянно ощущается их стремление идти на компромисс, умиротворение. Совсем другая эмоциональная окраска у «оранжевых».
А теперь обратим внимание на цветовое воздействие политтехнологов на толпу во вре-мя массовых действий. Освещение толпы лучами определенного цвета, определенной ин-тенсивности позволяет регулировать эмоциональное состояние толпы, а значит и психоло-гически управлять ею, вызывая по желанию те или иные эмоции толпы. Оказавшись в такой толпе, человек против своей воли подвергается психическому управлению извне.
Это и есть нарушение психологической автономии личности.
Аналогичное гипнотическое воздействие на человека оказывает частота и громкость звуковых колебаний. Полагаю, что многие читатели испытывали на себе эффективность воздействия на эмоции звуковых колебаний.
Таким образом, свет и звук являются одними из элементов гипнотического воздействия на психику человека.
Прежде чем продолжить разговор мы должны уяснить себе. Что включает в себя поня-тие «гипноз». «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой трактует гипноз как «психофизическое состояние, похожее на сон или полусон, вызы-ваемое внушением… и сопровождающееся подчинением воли спящего воле усыпля-ющего». Однако понятие «усыпление» не следует понимать буквально.
Свидетели разгула горбачевской «перестройки» помнят телесеансы психомахинаторов А. Чумака, А. Капгаировского и прочих «черных» и «белых» магов. Они наглядно пока-зали, какая сила содержится в словах оратора-экстрасенса, когда огромные людские мас-сы, даже самых закоренелых скептиков, готовы были поверитъ чему угодно. Этому же способствовал и т. н. «эффект 25 кадра».
Невероятно большой оболванивающий эффект присущ выступлениям видных харизма-тичных политиков, знаменитых артистов и просто авторитетных людей, в чьей правди-вости не принято сомневаться. Эффект значительно увеличивается в болыной людской массе, где всегда найдется достаточное количество индивидов легко поддающихся вну-шению. Далее вступает в действие » закон заражения».
Еще печалъно известный д-р Геббельс говаривал, что чем примитивнее и невероятнее ложь и вымысел, тем сильнее внушение. Из современных «докторов» в этом отношении преуспевают В. Жириновский и Ю. Тимошенко. Слушаешь их и точно знаешь, что лгут, но сила их внушения такова, что многие окружающие верят им истово.
Чтобы ускорить гипноз, харизматы применяют «кодовые слова». В качестве «кодовых слов» может быть задействовано любое слово или энергично-компактная фраза, как, например: партия, нация, Патриотизм, родина, совесть, чистые руки и т. п. Над внедрением определенного воздействия этих слов в подсознание человека общество трудится с ран-него детства ребенка. Поэтому, услышав эти «кодовые слова», замороченная с раннего детства личность, испытывает точно запрограммированные чувства и готова получить но-вую порцию внушения. Этой же цели служит и гипноз по почте, о котором многие и не догадываются. Или вы наивно полагаете, что поток цветастой макулатуры, которым забиваются почтовые ящики во время избирательных компаний, это дар альтруистов?
Помните: «бойтесь данайцев дары приносящих».
Отправляясь на митинг или другую массовую акцию, мы должны отчетливо осознавать, что подвергнемся массированному и многоплановому психическому воздействию. Обяза-тельным атрибутом этих акций является музыкальное сопровождение. Чаще всего музыка служит звуковым фоном, усиливающим гипнотическое воздействие словесного внушения.
Но все чаще и чаще во время массовых акций используются галлюциногенные препараты в слабых дозах в виде различных тонизирующих напитков. Улучшая обмен веществ, они активизируют, если это требуется, работу центральной нервной системы, повышая на Порядок внушаемость и скорость гипноза.
Этой же цели служат и флажки с партийной символикой. Фетишизм недаром тысячеле-тия был одной из форм религиозного сознания и не только был, но и остается им… «Чудодейственность» различных мощей, плащаниц и прочих предметов религиозного ку-льта объясняется, чаще всего, именно способностью человека к гипнотическому вну-шению и самовнушению. «Блажен, кто верует».
Но не все так однозначно с гипнотическим внушением. Как бы ни старались полит-технологи, харизматы и их апологеты, расширить свое гипнотическое влияние, всегда остается часть людей весьма скептически и иронически относящихся к навязываемой идее. Их число в массе может колебаться в большом диапазоне, но обычно их число все-таки превосходит численность лиц с измененным коллективным сознанием. Перво-начально они пассивно, а может быть и с долей испуга, взирают на разворачивающийся перед ними спектакль , но постепенно в их сознании нарастает протест против развивающегося перед ними действа.
Они испуганы, они уступают нажиму беснующихся, они видят успехи адептов харизматов, но в то же время подспудно начинают усваивать те методы и приемы, с помощью которых адепты получили общественные преференции. Беснование толпы адептов сплачивает и формирует себе оппозицию. И по мере ослаб-ления наступательного порыва экзальтарованной толпы на здравомыслящих, здраво-мыслящие все более и более политически и организационно вызревают и переходят от пассивной обороны к активным действиям. Эти отдельные проявления активных действий здравомыслящих консолидируют разрозненную массу здравомыслящих. Они берут на вооружение формы и методы давления одержимых гипнозом и переходят в мощное контрнаступление.
Ждем! Контрнаступление не за горами.
Вот тут-то и возникает вновь вопрос об Управлении обществом не только в социалыю — экономическом плане, но и в психологическом. Мировое сообщество уже не только тео-ретически, но и практически вплотную подошло к решению этой задачи. Но для решения ее в интересах действительно широких народных масс есть небольшая «заковыка» — это социально-экономическая организация мирового сообщества. Пока существует капита-листическая организация экономической жизни общества, где интересы отдельной доминирующей личности противопоставляются экономическим и социальным интересам гигантского большинства населения планеты, решение данного вопроса в принципе невозможно. К пониманию этого приходит все болыде и болыпе людей.
Именно поэтому правящие элиты капиталистического общества создали две разные культуры в мировом сообществе. Для себя и своих отпрысков — утонченно-изысканную культуру с максималь-ным использованием классических образцов. Для «биомассы» же другую культуру: примитивную попсу и «мыльные» сериалы; порнофильмы и низкопробное чтиво.
Цель всех этих «произведений кулътуры» воспитать вульгарные и низменные вкусы и потреб-ности. «Каждому свое» как издевательски-изуверски было написано над воротами одного из фашистских лагерей.
Протест, в том числе и культурно-идеологический, против подобного положения растет. Мир неуклонно «левеет». Однако идеи научного социализма нуждаются в современной научно-философской интерпретации, а тем более в современной практике. Но ни одна из левых и левацких партий ни в стране, ни в мире еще к этому не готова.
История ждет своих «титанов» и они обязательно появятся.
И последнее… В начале статьи я написал, что толчком для рождения статьи может быть что угодно. Что послужило толчком для написания данной статьи?.. Появление на моем письменном столе не очень объемной книги , которая этак «скромненько» и незатейливо анонсировала себя как «самоучитель с подробным описанием секретных приемов спецслужб».
Прямо-таки настольное пособие для доморощенных «агентов — 007» и шарлатанов. Свободно циркулирующая литература по медицинскому, и не только, гипнозу, способна в руках психически больных или маниакальных субъектов оказаться серьезным орудием психологического терроризма, проявления которого для окружающих не очевидны, зато результаты могут быть разрушительными.