«Высокая болезнь» Б. Пастернака
Проходят годы, — все — в тени.
Рождается троянский эпос…
Б. Пастернак. Высокая болезнь
В поэме замечательного поэта и переводчика Б. Пастернака «Высокая болезнь» отразились его размышления не только о сложном времени начала XX века, но и о природе искусства, о непростом назначении поэта. Исторически уже сложилось так, что люди искусства пропускают через себя боль и проблемы эпохи — и тем самым как бы раскрывают, обнажают их, делают более доступными для понимания следующих поколений.
Поэма «Высокая болезнь» вся
Сбиваясь с ног от беготни, Приносят весть: сдается крепость. Не верят, верят, жгут огни, Взрывают своды, ищут входа, Выходят, входят, идут дни, Проходят месяцы и годы.
Жизнь, окружающая поэта, полна не только величия, но и смуты, беспокойства, страданий, неуверенности в завтрашнем дне. Это — переходное время, когда «рождается
Невыносимо тихий тиф, Колени наши охватив, Мечтал и слушал с содроганьемНедвижно лившийся мотивСыпучего самосверганья.
Все эти испытания, выпавшие на долю народа, словно проверяют его на прочность и веру, в то же время постоянно обрекая на лишения и жертвы. Жизнь для многих становится ожиданием смерти.
И сон застигнутой врасплохЗемли похож был на родимчик, На смерть, на тишину кладбищ, На ту особенную тишь, Что спит, окутав округ целый…
Призвание поэта, который часто первым чувствует приближающиеся изменения и по-другому, чем обычные люди, на них реагирует, Пастернак называет «высокой болезнью». Поэт и другие творческие личности всегда общались с миром на равных, и это налагало на них огромную ответственность всегда быть честным перед временем и собой , они не имеют права даже на случайные ошибки.
Благими намереньями вымощен ад. Установился, взгляд, Что, если вымостить ими стихи, — Простятся все грехи. Все это режет слух тишины, Вернувшейся с войны.
Пастернак говорит и о трагичности положения поэта, который во времена грозной смены событий иногда вынужден выступать не в роли активного деятеля, а в роли пассивного свидетеля, летописца истории. Поэтому он называет свое творчество «музыкой во льду», «музыкою чашек, ушедших кушать чай во тьму глухих лесов»:
Мы были музыкою мысли, Наружно сохранявшей ход, Но в стужу превращавшей в ледЗаслякоченный черный ход.
Но были и такие поэты как Маяковский, сумевший настолько проникнуться идеями революции, что подчинил все свое творчество нуждам эпохи и старался быть активным участником построения новой жизни.
А сзади, в зареве легенд, Дурак, герой, интеллигентВ огне декретов и рекламГорел во славу темной силы…Печатал и писал плакатыПро радость своего заката.
О себе Пастернак говорит, что он «трезво шел по трезвым рельсам». Оглядываясь по сторонам, он видел, что все вокруг «смотрело полным погорельцем, отказываясь наотрез когда-нибудь подняться с рельс». И в то же время ему открывалась вся безысходность существования царского самодержавия и призрачность будущего:
И уставал орел двуглавый…От стягивавшейся облавыНеведомого мятежа…И будущность была мутна.
И здесь появляется образ Ленина — исторического деятеля, выступившего вперед в смутное время перемен и способного повести за собой, озвучить историю:
Он управлял теченьем мыслейИ только потому — страной.
Так, размышляя о своем поколении, о времени, в котором живет, об испытаниях, которым жизнь подвергает человека в беспокойную переломную эпоху, Пастернак делает вывод и о роли исторических личностей:
Предвестьем льгот приходит генийИ гнетом мстит за свой уход.
Таким образом, поэт сумел не только достоверно отобразить действительность первой трети XX века, но и заглянуть в недалекое будущее своей страны.