«Реквием» анализ поэмы Ахматовой
В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилева. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.
Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А. Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.
По жанру «Реквием»
Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» , «К смерти» , «Распятие» и «Эпилог».
В поэме речь идет от имени лирического героя. Это «двойник» поэтессы, авторский прием выражения мыслей и чувств.
Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А. Ахматова берет цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». Словами
И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб ее достигает громадных размеров.
Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот ее личный прием помогает остро ощутить события поэмы.
Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты: Русь «безвинная», тоска «смертельная», столица «одичалая», пот «смертный», страданье «окаменелое», локоны «серебряные». Много метафор: «лица опадают», «летят недели», «перед этим горем гнутся горы», «песню разлуки паровозные пели гудки».
Встречаются и антитезы: «кто зверь, кто человек», «И упало каменное сердце на мою еще живую грудь». Есть сравнения: «И старуха выла, как раненный зверь».
В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.
Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не ее музе, а в память о страшных репрессиях 30-х годов.