Нарушая правила игры
Повесть И. С. Тургенева » Ася»
1
«Ася» — одна из самых лиричных повестей Тургенева. Часто ее издают вместе с повестями «Первая любовь» и «Вешние воды» под общим названием «Повести о любви».
Ее появление в 1858 году в журнале «Современник» знаменовало собой выход Тургенева из глубокого душевного кризиса. Повесть вызвала многочисленные отклики, среди которых наибольшую известность приобрела статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous».
В школьной программе по литературе советского периода
Традиция, основанная на идеологической доминанте своего времени, проросла и укоренилась в работах литературоведов.
Обратившись спустя почти полтора века к работе знаменитого критика, мы ясно видим, во-первых, тенденциозность произведенного Чернышевским разбора повести, во-вторых, эмоционально-оценочный характер эпитетов, направленных в адрес главных героев .
Отзывы других литераторов
П. В. Анненков и Салтыков-Щедрин восторгались повестью, Некрасов тоже восхищался, но сцену свидания хотел изменить, «смягчить и поубавить» упреки Н. Н. в адрес Аси.
Все это помогает нам понять, как воспринималась повесть современниками, но не проясняет основного вопроса: что хотел показать нам сам Тургенев? О каком чувстве он нам поведал?
Исследователи творчества Тургенева пишут о «тайном» психологизме автора: «Своеобразие и сила тургеневского анализа, его неповторимость и сохраняющееся очарование заключаются в том, что Тургенева более всего привлекали те зыбкие настроения и впечатления, которые, сливаясь, должны вызвать у человека ощущение полноты, насыщенности, радости непосредственного чувства бытия, наслаждения от ощущения своей слиянности с окружающим миром.
Эта направленность тургеневского психологизма обнаружилась в его ранних повестях и отчетливо прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. В этой сфере психологии он проявил себя большим мастером, улавливавшим действительно тончайшие, зыбкие движения души, почти не переводимые в логические категории»