Конспект урока по географии «Центрально-Черноземный район» 9 класс
Схема конспекта урока
Учитель: Тишин Валерий Николаевич
Предмет: география Класс: 9
Тема урока: Центрально-Черноземный район
Этапы работы | Содержание этапа | |
1. | Организационный момент, Включающий: Цели, которые должны будут достигнуть обучающиеся: Настрой на учебную деятельность, предмет и тему урока, создание творческой, деловой атмосферы. Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе: Включить учащихся в деятельность на личностно-значимом Задачи: создать атмосферу доброжелательности на уроке, придать уверенность в своих силах. Применяемые методы : Словесный — беседа. Критерий достижения цели: Положительный настрой обучающихся к работе, ответы на вопросы учителя по предложенной ситуации. | — Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас. — Что мы изучали на прошлом уроке? Сегодня мы будем изучать район, название которого состоит из двух слов. Первое определяет его географическое положение, а второе главное природное богатство. Я прочту текст, а вы сформулируйте название района, О каком районе пойдет речь? Слайд №1 Определим цель сегодняшнего урока. С чего мы должны начать изучение данного района. Что и в какой последовательности нужно узнать, чтобы познакомится с темой нашего урока. Слайд №2 Знания этой темы позволят вам оценить значимость природных условий для развития хозяйства региона, а следовательно и для развития хозяйства нашей страны. Донесение до учеников критериев оценки на уроке. Оценка на уроке будет складываться из оценки за тест и устных ответов учащихся. |
2. | Тестирование обучающихся по заданному на Дом материалу Цели, которые должны будут достигнуть обучающиеся: Учащиеся смогут выявить свой уровень знаний по изученной ранее теме. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Проверить, насколько глубоко усвоен заданный на дом материал. Выявить характерные недостатки в знаниях, их причины. Ликвидировать обнаруженные недочеты. Выявить уровень овладения знаниями у учащихся. Применяемые методы: Метод программированный, метод стимулирования . Критерий достижения цели: Ответы на вопросы теста. | Выполним тест для того, чтобы проверить уровень усвоения темы прошлого урока. Укажите субъект РФ не входящий в состав Волго-Вятского района А) Марий Эл, Б) Мордовия, В) Кировская область, Г) Пензенская область. Главной отраслью специализации Волго-Вятского района является А) Черная металлургия, Б) Машиностроение, В) Химическая промышленность, Г) Овцеводство. В какой из республик Волго-Вятского района преобладает коренное население? А) Чувашия, Б) Марий Эл, В) Мордовия. Укажите самый крупный город Волго-Вятского района. А) Киров, Б) Чебоксары, В) Нижний Новгород, Г) Йошкар-Ола. Укажите столицу Мордовии А) Чебоксары, Б) Саранск, В) Йошкар-Ола. Обучающиеся выполняют тестирование. Учитель ставит оценки. |
3. | Изучение нового учебного материала. Цели, которые должны быть достигнуты обучающимися: Учащиеся смогут определить состав Центрально-Черноземного района. Закрепят навык работы с контурной картой. Вычислят плотность населения данного района. Дадут общую характеристику району. Сделают описание экономико-географического положения ЦЧР. Определят выгодность географического положения данного района. Познакомятся с отраслями специализации района и научатся видеть логическую связь между природными ресурсами и отраслями специализации данного района. Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе: Создать ситуацию для решения проблемного вопроса. Побудить учащихся к поиску новых знаний. -Организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях. Метод работы на данном этапе: Метод наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, сообщающая беседа. Описание методов мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: Создание ситуации успеха, оценка ответа учителем, взаимоподдержка. Формы работы на данном этапе: Самостоятельная, практическая, работа в парах. Критерий достижения цели: Верно заполненная контурная карта, верно выполненное описание ЭГП района, активное участие учащихся в обсуждении. | Конечно, мы должны узнать, из каких субъектов состоит Центрально-Черноземный район. Обратимся к таблице и посмотрим на состав данного района. Один из учеников называет состав района. Учитель демонстрирует слайд № 3 с изображением карты данного субъекта федерации. Самостоятельная работа учащихся. Подпишем на контурной карте название областей входящих в изучаемый район и обведем границы его территории. Дать общую характеристику Центрально-Черноземного района нам помогут статистические данные учебника на стр.222. Самостоятельная работа учащихся. Выпишите в тетрадь площадь территории данного района, его численность и самостоятельно определите плотность населения. Выпишите в тетрадь долю городского населения района. Общая характеристика Центрально-Черноземного района. Слайд №4 Площадь: 168000 км², Численность населения: 7236 тыс. чел. , Плотность населения: 43 чел./км², Уровень урбанизации: 63,2 % населения проживает в городах. Итак, вы определили состав района и дали ему общую характеристику. Теперь перед вами следующая задача: описать по плану ЭГП района. План описания ЭГП района: Слайд№5 Состав экономического района. Положение района . Экономическое окружение . Положение по отношению к транспортным магистралям . Вывод: возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства. Работа с тематическими картами и параграфом. Состав района вы уже определили. Посмотрим на карту Р. Ф. Мы видим, что положение района пограничное. Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся работают в парах. Определим с помощью карты границы данного экономического района. Подпишем эти субъекты на контурную карту, с которой работали ранее. . Транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения. В местах их пересечения — крупные города и промышленные узлы. Назовите крупные города и промышленные узлы района. . Сделайте вывод: Выгодное ли положение Центрально-Черноземного района? Слайд № 6 Положение района — пограничное. Экономическое окружение: Граничит на севере с Центральным экономическим районом, на востоке — с Поволжским, на юге — Северо-Кавказский экономическим районом. Входит в состав Центральной России. Пограничные государства: на западе — Украина . Транспортные оси, идущие с севера на юг, пересекаются транспортными путями широтного протяжения. В местах их пересечения — крупные города и промышленные узлы: Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Тамбов. Вывод: ЭГП района выгодное. Особенности Центрального Черноземья. Рассмотрим особенности развития хозяйства изучаемого района. Обратимся к рисунку 9 на стр 68 учебника. В развитии ЦЧР можно выделить следующие этапы: |
Дикое поле. | |
XVII в. | Русская помещичье-крестьянская колонизация. |
XVIII-XIX вв. | Развитие зернового хозяйства, снабжение хлебом Промышленного Центра. |
Конец XIX — начало XX | Кризис, вызванный конкуренцией новых зерновых Районов и аграрным перенаселением. |
1900-1930 гг. | Расширение доли технических культур в земледелии, Производство сахара, развитие химической Промышленности на пищевом сырье. |
С 1950-х гг. | Начало освоения руд Курской магнитной аномалии, Развитие черной металлургии и машиностроения. |
Учитель поясняет данный рисунок.
Учитель сообщает информацию об основных отраслях специализации Центрально-Черноземного района, иллюстрируя свой рассказ слайдами из презентации.
Основные отрасли специализации: сельское хозяйство и пищевая промышленность, черная металлургия, металлоемкое машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.
В сельском хозяйстве преобладает растениеводство — посевы сахарной свеклы, масличных и зерновых культур. В животноводстве развито: молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство.
Экологические проблемы Центрально-Черноземного экономического района.
Сообщение учащегося по материалам учебника из статьи «Стоп-кадр» и задает учащимся заранее приготовленные вопросы по данной теме.
4.
Закрепление учебного материала
Цель для обучающихся :
Учащиеся смогут выявить уровень усвоенных на уроке знаний.
Систематизируют полученные знания.
Цель, которую ставит перед собой учитель:
Закрепить у учащихся полученные знания по данному материалу.
Выявить типичные недостатки в знаниях и установить их причины.
Метод работы на данном этапе:
Программированный, словесный.
Критерий достижения цели:
Правильные ответы учащихся на тестовые задания. Правильные и логичные рассуждения при ответе на вопросы, требующие развернутого ответа.
Итог урока. Рефлексия.
Цель учащихся:
Осознать значимость полученных знаний и использовать их в процессе выполнения домашнего задания.
Цель учителя:
Анализ, оценка успешности достижения цели урока.
Методы: Словесные.
Критерии достижения цели —
Устные монологические микро высказывания о том, что нового узнали ученики, что они умеют теперь делать.
Учащиеся выполняют тестирование для того чтобы выявить уровень усвоения материала, полученного на уроке.
Обобщение пройденного материала:
1. Выберите выражения, характеризующие особенности Центрально-Черноземного района:
А) самый многонациональный район России;
Б) самый маленький по площади район;
В) сельскохозяйственный район России;
Г) сосредотачивает большие запасы железной руды.
2. Выберите верные ответы. В состав Центрально-Черноземного района входят:
А) Воронежская область;
Б) Липецкая область;
В) Ульяновская область;
Г) Курская область.
3. Определите ресурсы, запасы которых в Центральном Черноземье значительны:
А) черноземы;
Б) железная руда;
В) каменный уголь;
Г) бурый уголь.
Назовите главные отрасли специализации ЦЧР.
Влияет ли наличие природных ресурсов на формирование отраслей специализации данного района.
Проводится взаимопроверка. И работа над ошибками.
Учитель предлагает учащимся сравнить результат своей работы на уроке с поставленной к уроку целью. Учащиеся делают выводы о степени достижения цели урока в процессе их работы над изучаемой темой.
5.
Задание на дом
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
Уяснить содержание, приемы и последовательность выполнения домашнего задания.
Закрепить полученные знания на уроке, оценить возможность их использования в процессе выполнения домашнего задания.
Определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание
На дом:
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;
Стимулировать на работу с дополнительной литературой.
Методы: Словесные.
Критерии достижения цели:
Принятие и осознание всеми учащимися формы и методики выполнения домашнего задания.
Параграф 15, задания в конце параграфа.
Как сохранить главное богатство района — чернозем, который В. В. Докучаев называл «царем почв»? Предложите пути решения проблемы.
— задания выше стандарта, которые выполняются обучающимися по желанию и оцениваются отдельно, направленные на дифференцированный подход к обучающимся
Ребята. Все сегодня замечательно, плодотворно поработали.
Спасибо всем. Урок окончен.