Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Данный конспект ориентирован на программу Т. Ф. Курдюмовой, В. Я. Коровиной, В. П. Полухиной и других.

При составлении конспекта урока нами применяются наблюдения над звуковой содержательностью А. П. Журавлева.

Цель урока. Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее Утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; работа над выразительным чтением стихотворения.

Эпиграф на доске: » Мороз и солнце; день чудесный!»

ХОД
УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Беседа по теме «Дружба в жизни А. С. Пушкина», выразительное чтение стихотворения «И. И. Пущину».

III. Подготовка к восприятию нового материала

— Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе?

— Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима?

— С помощью какого эпитета характеризует снег А. С. Пушкин в стихотворении «И. И. Пущину»? Почему снег «печальный»?

— Знаете ли вы, как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется?

IV. Анализ

стихотворения

1. Учитель читает наизусть стихотворение, объясняет и записывает на доске значения устаревших и диалектных слов, учащиеся записывают их в тетрадь:

Нега — наслаждение ;

Взор — взгляд, но в тексте — глаза ;

Вечор — вчера ;

Нынче — сейчас ;

Озарена — освещена ;

Велеть — приказать ;

Запречь — запрячь, запрягать ;

Предадимся — отдадимся .

2.

— Какое чувство передано в этом стихотворении?

— На основании чего вы сделали такой вывод?

— Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется?

— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чем они?

Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание.

— К кому обращается поэт?

— Как называет любимую?

Вторая часть.

— Что описывает поэт?

— С какой целью использует контрастное состояние природы? Случайно ли противопоставление вечера утру?

— Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.

3-я и 4-я строфы.

— Можно ли их объединить?

— Какое настроение стремится передать в них автор?

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

— Что описывает автор?

— С чем сравнивается снег? Почему?

— Найдите в строфе повтор. Такой изобразительный прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. С какой целью она используется поэтом?

— Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. С какой целью автор их употребляет?

4-я строфа.

— Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера , к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

— Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой прием звукописи называют аллитерацией.

Запись в тетради: Аллитерация — прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: «…Веселым треском трещит затопленная печь» .

Чувство радости поэта растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.

3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

— Назовите высокие, книжные слова.

— Разговорные, диалектные.

Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

— От чьего лица ведется повествование?

— С какой целью поэт выбирает форму диалога?

— Каким предстает перед нами автор стихотворения?

4. Стихотворный размер.

— Каким стихотворным размером написано стихотворение?

— Почему именно этот размер использует поэт?

5.

— Итак, какое же общее настроение стихотворения?

— Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов А. П. Журавлева.

Сравним свои результаты с таблицей А. П. Журавлева «Выбор признака «светлый» для стихотворения Пушкина «Зимнее утро»». Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый «светлый» среди согласных «л» и самый «светлый» среди гласных «е», а наиболее занижена частность самых «темных» — «х» и «ш». Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания!

Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определенную содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчеркивающую содержание текста.

— Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы?

— Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении?

Открываем ранее закрытую на доске таблицу звуко-цветовых соответствий.

А — густо-красный

Я — ярко-красный

О — светло-желтый или белый

Е — зеленый

Е — желто-зеленый

Э — зеленоватый

И — синеватый

Ю — голубоватый, сиреневатый

И — синий

У — темно-синий, сине-зеленый, лиловый

Ы — мрачный, темно-коричневый или черный

— Все точно! Вам трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.

Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

6. Работа по выразительному чтению стихотворения.

— Чем отличается настроение, с которым вы прочтете 1-ю и 2-ю строфы? Какие слова выделите, чтобы показать, что поэт не просто описывает природу, а обращается к другому человеку, приглашая его порадоваться вместе?

— Почему между 3-й и 4-й строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с которым поэт описывает пейзаж и комнату?

— Звуки 4-й строфы. Что они передают?

— Последняя строфа. Повышение или понижение голоса к концу? Почему?

7. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V. Подведение итогов

Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро», познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.

VI. Задание на дом

Выучите стихотворение наизусть; желающие открыть для себя тайны звуков, прочтите книгу А. П. Журавлева «Звук и смысл», и вы не пожалеете.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»