Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Данный конспект ориентирован на программу Т. Ф. Курдюмовой, В. Я. Коровиной, В. П. Полухиной и других.
При составлении конспекта урока нами применяются наблюдения над звуковой содержательностью А. П. Журавлева.
Цель урока. Знакомство со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее Утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; работа над выразительным чтением стихотворения.
Эпиграф на доске: » Мороз и солнце; день чудесный!»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Беседа по теме «Дружба в жизни А. С. Пушкина», выразительное чтение стихотворения «И. И. Пущину».
III. Подготовка к восприятию нового материала
— Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе?
— Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима?
— С помощью какого эпитета характеризует снег А. С. Пушкин в стихотворении «И. И. Пущину»? Почему снег «печальный»?
— Знаете ли вы, как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется?
IV. Анализ
1. Учитель читает наизусть стихотворение, объясняет и записывает на доске значения устаревших и диалектных слов, учащиеся записывают их в тетрадь:
Нега — наслаждение ;
Взор — взгляд, но в тексте — глаза ;
Вечор — вчера ;
Нынче — сейчас ;
Озарена — освещена ;
Велеть — приказать ;
Запречь — запрячь, запрягать ;
Предадимся — отдадимся .
2.
— Какое чувство передано в этом стихотворении?
— На основании чего вы сделали такой вывод?
— Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется?
— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чем они?
Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание.
— К кому обращается поэт?
— Как называет любимую?
Вторая часть.
— Что описывает поэт?
— С какой целью использует контрастное состояние природы? Случайно ли противопоставление вечера утру?
— Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.
3-я и 4-я строфы.
— Можно ли их объединить?
— Какое настроение стремится передать в них автор?
3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.
— Что описывает автор?
— С чем сравнивается снег? Почему?
— Найдите в строфе повтор. Такой изобразительный прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. С какой целью она используется поэтом?
— Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. С какой целью автор их употребляет?
4-я строфа.
— Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера , к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.
— Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой прием звукописи называют аллитерацией.
Запись в тетради: Аллитерация — прием звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: «…Веселым треском трещит затопленная печь» .
Чувство радости поэта растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места — 4-я строфа.
3. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.
— Назовите высокие, книжные слова.
— Разговорные, диалектные.
Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.
— От чьего лица ведется повествование?
— С какой целью поэт выбирает форму диалога?
— Каким предстает перед нами автор стихотворения?
4. Стихотворный размер.
— Каким стихотворным размером написано стихотворение?
— Почему именно этот размер использует поэт?
5.
— Итак, какое же общее настроение стихотворения?
— Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов А. П. Журавлева.
Сравним свои результаты с таблицей А. П. Журавлева «Выбор признака «светлый» для стихотворения Пушкина «Зимнее утро»». Наибольшее превышение частности над нормой дали как раз самый «светлый» среди согласных «л» и самый «светлый» среди гласных «е», а наиболее занижена частность самых «темных» — «х» и «ш». Какая поразительная, буквально математическая точность в организации звучания!
Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определенную содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчеркивающую содержание текста.
— Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы?
— Какой гласной звукобуквы больше всего в стихотворении?
Открываем ранее закрытую на доске таблицу звуко-цветовых соответствий.
А — густо-красный
Я — ярко-красный
О — светло-желтый или белый
Е — зеленый
Е — желто-зеленый
Э — зеленоватый
И — синеватый
Ю — голубоватый, сиреневатый
И — синий
У — темно-синий, сине-зеленый, лиловый
Ы — мрачный, темно-коричневый или черный
— Все точно! Вам трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.
Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.
6. Работа по выразительному чтению стихотворения.
— Чем отличается настроение, с которым вы прочтете 1-ю и 2-ю строфы? Какие слова выделите, чтобы показать, что поэт не просто описывает природу, а обращается к другому человеку, приглашая его порадоваться вместе?
— Почему между 3-й и 4-й строфами должна быть большая пауза? Какая разница в том чувстве, с которым поэт описывает пейзаж и комнату?
— Звуки 4-й строфы. Что они передают?
— Последняя строфа. Повышение или понижение голоса к концу? Почему?
7. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
V. Подведение итогов
Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро», познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.
VI. Задание на дом
Выучите стихотворение наизусть; желающие открыть для себя тайны звуков, прочтите книгу А. П. Журавлева «Звук и смысл», и вы не пожалеете.