Исторический салон «Демократия: история и современность»

Исторический салон «Демократия: история и современность»

Цель: дать представление о демократии, как форме политического режима, существующего в различных государствах.

Задачи:

Способствовать формированию представления о демократии как форме политического устройства;

Содействовать развитию критического мышления, формировать навыки защиты демократического строя РБ;

Выявить личностное отношение каждого учащегося к демократическому государству РБ.

Подготовительная работа

1. Подбор научно-методической,

публицистической и художественной Литературы.

2. Организация выставки.

3. Формирование пяти микрогрупп.

4. Изготовление карточек с заданиями.

Оборудование: выставка литературы; оборудование рабочего места микрогрупп; видеомагнитофон; доска; Конституция РБ.

Форма: исторический салон.

Ход мероприятия

Учитель: Мы с вами собрались сегодня на очередное заседание в нашем историческом салоне, чтобы поговорить и разобраться в очень важном вопросе современной политической жизни. Демократия… Если бы поэты писали оды о демократии, то они, наверное сравнили бы ее с легендарной птицей Феникс, которую

стократ сжигали, но она вновь и вновь возрождалась из пепла и каждый раз все более прекрасной. «Почему?» — возникает вопрос.

Потому что каждая страна характеризуется специфическим политическим климатом; политическим порядком , который складывается в результате взаимодействия всех компонентов политической системы, политических отношений, политических норм, институтов, политической культуры. Самым прогрессивным является демократический режим. Демократия откуда она взялась?

Что это такое?

Метод «Заверши фразу». для выявления у учащихся сформированности определенного понятия о рассматриваемом явлении). Не должно быть повтора. Педагог произносит незавершенную фразу и предлагает одному вспомнить все о демократии.

В этом нам поможет учащийся, который подготовил историческую справку.

Учащийся:

Учитель: Мы узнали с вами, что история демократии берет свое начало еще с древних времен. Демократия известна едва ли не раньше, чем другие формы политической организации общества: прямая первобытнообщинная демократия, военная племенная демократия предгосударственных этапов политического развития человечества. Ее основополагающими принципами являются народовластие, равенство и свобода личности . Они закреплены сегодня во всех конституциях демократических стран.

Ст.1 Конституции РБ

РБ — демократическое государство.

Работа в малых группах:

Учащимся предлагается с помощью Конституции определить демократический характер белорусского государства. Прорабатываются ст.2, 3, 4, 5, 6, 10, 21, 23, 25, 52, 59, 110, 137. Делается вывод и защита .

Учитель: Подводит итог всему сказанному.

Действительно, Конституция гарантирует права и свободы граждан, реализуется принцип разделения властей, верховенства Конституции по отношению к другим законам, установлены обязанности государства, его органов, должностных лиц и служащих действовать в рамках Конституции и законов. Конституция РБ закрепила все известные в мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них необходимо создать условия. Демократическое государство не отрицает принуждения. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом в определенных формах.

К этому побуждает обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Любая демократия, таким образом, предполагает принуждение.

Метод «Мозговой штурм» .

Писатель Б. Васильев, рассматривая проблему демократизации, пишет «ощущается она нами как своего рода дозволение. А следует-то ее ощущать как нельзя. Нельзя нарушать законы, Конституцию, увольнять работников по желанию начальства». Что бы вы добавили к этому перечню?

Согласны ли вы с расставленными писателем акцентами? Свой ответ аргументируйте.

дополняют, а затем высказываются).

Видеофильм Д. Мур «Фаренгейт 9/12»

Метод «Ассоциации»

Задачи реализации метода — развитие индивидуального сознания учащихся через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности, полилога.

Алгоритм реализации метода:

1. Педагог объясняет сущность реализации метода: к предложенному понятию каждому участнику необходимо подобрать 2-3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие; из составленного смыслового ряда следует выделить те слова, которые наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.

2. Предлагается понятие «демократия» для рассмотрения.

3. Мелом на доске записывается рассматриваемое понятие.

4. Учащимся предлагается в течение 1-2 мин подумать над ассоциациями рассматриваемого понятия — подобрать 2-3 слова и записать их в тетрадь, блокнот.

5. Затем педагог поочередно предлагает всем участникам назвать свои ассоциации и фиксирует по ходу все неповторяющиеся слова мелом на доске.

6. После того, как высказались все учащиеся, педагог называет свой вариант из 2-3 слов-ассоциаций рассматриваемого понятия.

7. Когда составлен смысловой ряд ассоциаций рассматриваемого понятия, педагог зачитывает его.

Правила поведения

Пришел — не молчи!

Каждый имеет право на свою точку зрения!

Любая точка зрения имеет право на существование!

Умей слушать другого и услышать его!

В дискуссии все равны!

Говори кратко и лаконично о многом!

То, что говоришь, не есть истина в последней инстанции!

Хочешь что-то спросить , что-то сказать — подними руку!

Вопросы

1. Демократия: история развития.

2. Демократия и современность.

Принципы

— Народовластие.

— Равенство и свобода личности

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Исторический салон «Демократия: история и современность»