Исторический салон «Демократия: история и современность»
Исторический салон «Демократия: история и современность»
Цель: дать представление о демократии, как форме политического режима, существующего в различных государствах.
Задачи:
Способствовать формированию представления о демократии как форме политического устройства;
Содействовать развитию критического мышления, формировать навыки защиты демократического строя РБ;
Выявить личностное отношение каждого учащегося к демократическому государству РБ.
Подготовительная работа
1. Подбор научно-методической,
2. Организация выставки.
3. Формирование пяти микрогрупп.
4. Изготовление карточек с заданиями.
Оборудование: выставка литературы; оборудование рабочего места микрогрупп; видеомагнитофон; доска; Конституция РБ.
Форма: исторический салон.
Ход мероприятия
Учитель: Мы с вами собрались сегодня на очередное заседание в нашем историческом салоне, чтобы поговорить и разобраться в очень важном вопросе современной политической жизни. Демократия… Если бы поэты писали оды о демократии, то они, наверное сравнили бы ее с легендарной птицей Феникс, которую
Потому что каждая страна характеризуется специфическим политическим климатом; политическим порядком , который складывается в результате взаимодействия всех компонентов политической системы, политических отношений, политических норм, институтов, политической культуры. Самым прогрессивным является демократический режим. Демократия откуда она взялась?
Что это такое?
Метод «Заверши фразу». для выявления у учащихся сформированности определенного понятия о рассматриваемом явлении). Не должно быть повтора. Педагог произносит незавершенную фразу и предлагает одному вспомнить все о демократии.
В этом нам поможет учащийся, который подготовил историческую справку.
Учащийся:
Учитель: Мы узнали с вами, что история демократии берет свое начало еще с древних времен. Демократия известна едва ли не раньше, чем другие формы политической организации общества: прямая первобытнообщинная демократия, военная племенная демократия предгосударственных этапов политического развития человечества. Ее основополагающими принципами являются народовластие, равенство и свобода личности . Они закреплены сегодня во всех конституциях демократических стран.
Ст.1 Конституции РБ
РБ — демократическое государство.
Работа в малых группах:
Учащимся предлагается с помощью Конституции определить демократический характер белорусского государства. Прорабатываются ст.2, 3, 4, 5, 6, 10, 21, 23, 25, 52, 59, 110, 137. Делается вывод и защита .
Учитель: Подводит итог всему сказанному.
Действительно, Конституция гарантирует права и свободы граждан, реализуется принцип разделения властей, верховенства Конституции по отношению к другим законам, установлены обязанности государства, его органов, должностных лиц и служащих действовать в рамках Конституции и законов. Конституция РБ закрепила все известные в мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них необходимо создать условия. Демократическое государство не отрицает принуждения. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом в определенных формах.
К этому побуждает обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Любая демократия, таким образом, предполагает принуждение.
Метод «Мозговой штурм» .
Писатель Б. Васильев, рассматривая проблему демократизации, пишет «ощущается она нами как своего рода дозволение. А следует-то ее ощущать как нельзя. Нельзя нарушать законы, Конституцию, увольнять работников по желанию начальства». Что бы вы добавили к этому перечню?
Согласны ли вы с расставленными писателем акцентами? Свой ответ аргументируйте.
дополняют, а затем высказываются).
Видеофильм Д. Мур «Фаренгейт 9/12»
Метод «Ассоциации»
Задачи реализации метода — развитие индивидуального сознания учащихся через организацию их смыслотворчества и мыследеятельности, полилога.
Алгоритм реализации метода:
1. Педагог объясняет сущность реализации метода: к предложенному понятию каждому участнику необходимо подобрать 2-3 слова, с которыми ассоциируется предложенное понятие; из составленного смыслового ряда следует выделить те слова, которые наиболее точно отражают сущность рассматриваемого понятия.
2. Предлагается понятие «демократия» для рассмотрения.
3. Мелом на доске записывается рассматриваемое понятие.
4. Учащимся предлагается в течение 1-2 мин подумать над ассоциациями рассматриваемого понятия — подобрать 2-3 слова и записать их в тетрадь, блокнот.
5. Затем педагог поочередно предлагает всем участникам назвать свои ассоциации и фиксирует по ходу все неповторяющиеся слова мелом на доске.
6. После того, как высказались все учащиеся, педагог называет свой вариант из 2-3 слов-ассоциаций рассматриваемого понятия.
7. Когда составлен смысловой ряд ассоциаций рассматриваемого понятия, педагог зачитывает его.
Правила поведения
Пришел — не молчи!
Каждый имеет право на свою точку зрения!
Любая точка зрения имеет право на существование!
Умей слушать другого и услышать его!
В дискуссии все равны!
Говори кратко и лаконично о многом!
То, что говоришь, не есть истина в последней инстанции!
Хочешь что-то спросить , что-то сказать — подними руку!
Вопросы
1. Демократия: история развития.
2. Демократия и современность.
Принципы
— Народовластие.
— Равенство и свобода личности