Валерий Яковлевич Брюсов . Биография
Поэзия для меня все! Вся моя жизнь подчинена только служению ей; я живу?- поскольку она во мне живет, и когда она погаснет во мне, умру. Во имя ее?- я, не задумываясь, принесу в жертву все: свое счастье, Свою любовь, самого себя. Валерий Брюсов
«Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут»,?- сказал Брюсов в день своего 30-летия. Эти слова оказались пророческими.
Валерий Яковлевич Брюсов?- известный поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик, исследователь, лидер русских символистов.
Родился
Его увлекали история и география, а любимым литературным героем стал Робинзон Крузо. Учась в гимназии, Брюсов со своим одноклассником решил издавать журнал «Начало» и понял,
В старших классах юноша увлеченно занимается математикой, изучает философию. Расширяются и его литературные интересы. Брюсов заново перечитывает Пушкина, открывает для себя поэзию французских символистов Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, которые определят в дальнейшем его литературные вкусы.
Он начинает переводить стихи своих кумиров и подражать им.
Учась на историко-филологическом факультете Московского университета, Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты» , в которые вошли переводы из французских символистов и авторские стихи-подражания. При этом свои произведения начинающий поэт подписал разными псевдонимами, чтобы создалось впечатление существования целого направления символистской поэзии в России. Сборник был подвергнут резкой критике, что обеспечило его авторам, главным образом самому Брюсову, скандальную славу.
Первая авторская книга стихотворений В. Я.?Брюсова?- «Chefs d’oeuvre» ?- вышла в 1895, вторая?- «Me eum esse» в 1896 году. В них прослеживается сильное влияние французского символизма, появляются темы поэта и поэзии, современного города, личности и истории, мотивы любви и смерти, пейзажные зарисовки в духе романтиков и Поля Верлена.
Третий поэтический сборник Брюсова «Tertia Vigilia» , изданный в 1900 году, принес его автору признание. Наступила поэтическая зрелость.
В двух следующих сборниках «Urbi et orbi» и «Stephanos» Брюсов вводит в поэзию бытовые и гражданские мотивы. Поэт в совершенстве овладевает техникой русского стиха, открывает новые области ритмики, обогащает поэтический словарь, тематику и композицию. Благодаря этим книгам, которые становятся руководством для поэтов, Брюсов обретает славу мэтра.
Андрей Белый и Александр Блок учатся по ней «стихотворному ремеслу». К этому моменту Брюсов?- уже признанный лидер русских символистов, глава издательства «Скорпион», редактор журнала «Весы».
В конце 1898 года выходит брошюра Брюсова «Об искусстве» , в которой автор размышляет о смысле и задаче творчества. «Цель художника,?- отмечает поэт,?- глубоко понять и полно пересказать свою душу; поэтому единственный признак истинного искусства есть своеобразие. Жизнь души проявляется в смене мгновений, в потоке мелькающих настроений. Художник должен воплотить мимоидущее, сохранить его для времени; он готовится к подвигу жизни, как мудрец и пророк. В смене художественных школ есть общий смысл?- освобождение личности.
Новая школа?- символизм?- продолжает эту борьбу…».
В символистской лирике Брюсова можно выделить две основные темы:
Историко-культурная — обращение к ярким страницам и легендарным образам мировой истории, мифологии как аналогии современности ; Гражданско-урбанистическая — отражение большого города с высокоразвитой техникой и индустрией, городского быта, общественной жизни, особенностей психики, порожденных городским укладом .
Во время Первой мировой войны Брюсов работает на фронте корреспондентом, после революции тысяча девятисот семнадцатого года активно сотрудничает с новыми властями и ведет активную общественную и просветительскую деятельность. Так, в 1921 году он организовал Высший литературно-художественный институт, где воспитывал юных поэтов. Занимается Брюсов и историко-литературными исследованиями . В своих работах он призывает к созданию специальной «науки о стихе».
Поэтические сборники, появившиеся в этот период, во многом уступают ранним.
Умер Брюсов в Москве 9 октября 1924 года.
Литературовед Михаил Гаспаров, анализируя творчество Брюсова, отмечал: «Он стоит у начала литературной эпохи, он проходит через долгий период уединенных экспериментов, переживает пору громкой славы. Его можно не перечитывать. Его можно осуждать за холодность и сухость, ему можно предпочитать Блока, Маяковского, Есенина, Пастернака, кому кто нравится.
Но нельзя не признавать, что без Брюсова русская поэзия не имела бы ни Блока, ни Пастернака, ни даже Есенина и Маяковского?- или же имела бы их неузнаваемо иными».