«В подлинной трагедии должны прийти в столкновение с обеих сторон правомерные нравственные силы»
Гегель утверждал: «В подлинной трагедии должны прийти в столкновение с обеих сторон правомерные нравственные силы». Эту мысль можно развить на примере «Антигоны».
Трагедия написана на мифологический сюжет фиванского цикла. Она не входит в состав трилогии, как это было у Эсхила, а представляет собой вполне законченное произведение. В автор показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы.
В трагедии «Антигона» Софокл вскрывает один из глубочайших
С другой стороны, всякий гражданин полиса обязан был следовать государственным законам, которые иногда резко противоречат традиционным семейно-родовым нормам.
Креонт — сторонник неуклонного соблюдения законов государственных, писаных. Антигона же превыше этих законов ставит законы семейно
Антигона же ради брата, кровного родственника, должна сделать все, что предписывают законы, установленные богами, т. е. должна похоронить его с соблюдением всех обрядов. Для мужа, по словам Антигоны, она не пошла бы на нарушение государственного закона, потому что муж — не кровный родственник.
Креонт не считается с традиционными родовыми законами и приговаривает Антигону, нарушившую государственный закон, к смертной казни.
Софокл сочувствует Антигоне и изображает ее с большой теплотой. Великий трагик хотел сказать своим произведением, что для счастья граждан полиса необходимо единство между государственными и семейно-родовыми законами. Но так как классовое государство времен Софокла было далеко от его идеала, то Софокл не только сочувствует Антигоне, но изображает Креонта в виде деспота и тирана, прикрывающего личную жестокость словами о благе государства.
Осуждение привело Креонта к раскаянью и самобичеванию.