«Ариадна», анализ рассказа Чехова

История создания

Рассказ «Ариадна» был напечатан в журнале «Русская мысль» №12 в 1895 г. Прототипами Ариадны были сразу несколько женщин, которыми Чехов увлекался в разное время: Ариадна Черец, дочь таганрогского инспектора, Лидия Мизинова, актриса Лидия Яворская.

Литературное направление, жанр

«Ариадна» — реалистический психологический рассказ о роли и природе женщин.

Проблематика

Одна из проблем — неразделенная любовь. Главный герой Иван Ильич Шамохин безнадежно влюблен в соседку по поместью Ариадну

Котлович. Его любовь трогательна и поэтична, но Ариадна не отвечает ему взаимностью.

Ее образ связан с другой проблемой: неспособностью любить.

Любить по-настоящему Ариадна не может, потому что она холодна и испорчена. Девушка мечтает о богатстве, знатности, восхищении и поклонении мужчин.

Сложности взаимопонимания и взаимоотношения полов — любимая проблема творчества Чехова. В рассказе подробно описаны мысли, чувства и душевное состояние Шамохина. Но Ариадна обрисована со слов главного героя. Читатель видит, что она взбалмошна, капризна, праздна, а ее собственные мысли скрыты.

Ответственность в

браке — проблема, раскрывающаяся через личность Лубкова.

Еще одна проблема — роль среды в становлении личности. Шамохин пытается понять, как сформировались негативные качества девушки.

Герои рассказа

Главный герой — Иван Ильич Шамохин, московский помещик, любящий сын, пользующийся уважением мужиков и рабочих, рассказывает попутчику свою историю.

Шамохин человек страстный, его любовь к Ариадне заметна и отцу, и мужикам, и соседям. Он относится к типу так называемых чеховских интеллигентов, так что Ариадна говорит о нем, что он не мужчина, а размазня, потому что рассудителен «как старая баба» и робок. Сам же Шамохин характеризует себя как культурного человека, одаренного сложною духовною организацией.

Раскаявшись в своей связи и охладев к Ариадне, Шамохин мечтает уехать в деревню и искупать свои ошибки, добывая хлеб в поте лица. Он надеется в 5 лет выкупить свое имение.

Личность героя раскрывается не только через поступки, но и через рассуждения-монологи. Шамохин говорит о том, что его беспокоит: женский характер, отношения с женщинами. Он мечтает об истинном равноправии женщин и мужчин, при котором женщина будет видеть в мужчине не самца, а равного себе.

Ариадна Котлович принадлежит к типу женщин-хищниц, которых любил изображать Чехов. Ариадна делает невыносимой жизнь всех окружающих мужчин. Она способствует разорению своего брата-спирита.

За границей Ариадна постоянно тянет деньги сначала из любовника Лубкова, потом из Шамохина, тоже ставшего ее любовником, так что его отцу приходится заложить и перезаложить имение.

Читатель до конца не может осознать природу очарования Ариадны. Она молода , стройна, грациозна, у нее в высшей степени благородные черты лица. Поначалу Шамохин видит, что она ласкова, весела и поэтична, и предполагает богатый внутренний мир возлюбленной.

Но его настораживает невозможность Ариадны любить при всем ее желании. Герой начинает понимать, какова внутренняя сущность хищницы, гораздо позже, уже став ее любовником.

Ариадна прожорлива и праздна, ее основное свойство — изумительное лукавство. Желание нравиться — основная цель ее жизни. Она ищет нового мужчину, несмотря на готовность порядочного Шамохина жениться.

Шамохин воспринимает возможный разрыв с Ариадной как освобождение.

Другие герои рассказа — любящий и покорный судьбе отец Шамохина, бросивший жену и детей Лубков, который очень похож на Ариадну, не похожий на нее брат, «кволый, точно сделанный из пареной репы».

Сюжет и композиция

Произведение представляет собой рассказ в рассказе. Рамка — путешествие рассказчика, в котором угадывается знаменитый писатель Чехов, возвращающийся из-за границы домой. На пароходе, идущем из Одессы в Севастополь, он слушает историю любви ставшего женоненавистником Шамохина.

Шамохин подробно описывает зарождение и угасание чувства. Начался роман в подмосковном имении героя, продолжился в Италии и на других курортах и заканчивается в Ялте. Дальше Шамохин собирается на Кавказ.

У рассказа открытый финал. Шамохин надеется передать Ариадну князю Мактуеву и уехать в деревню, но конец повествователю неизвестен.

Стилевые особенности

Для характеристики героев даны детальные портреты Котловича, Ариадны, Лубкова. Личности каждого проявляют детали: Котлович постоянно извиняется, Лубков все время смеется над всеми и над собой, Ариадна много ест, даже по ночам.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Ариадна», анализ рассказа Чехова