«Ариадна», анализ рассказа Чехова
История создания
Рассказ «Ариадна» был напечатан в журнале «Русская мысль» №12 в 1895 г. Прототипами Ариадны были сразу несколько женщин, которыми Чехов увлекался в разное время: Ариадна Черец, дочь таганрогского инспектора, Лидия Мизинова, актриса Лидия Яворская.
Литературное направление, жанр
«Ариадна» — реалистический психологический рассказ о роли и природе женщин.
Проблематика
Одна из проблем — неразделенная любовь. Главный герой Иван Ильич Шамохин безнадежно влюблен в соседку по поместью Ариадну
Ее образ связан с другой проблемой: неспособностью любить.
Любить по-настоящему Ариадна не может, потому что она холодна и испорчена. Девушка мечтает о богатстве, знатности, восхищении и поклонении мужчин.
Сложности взаимопонимания и взаимоотношения полов — любимая проблема творчества Чехова. В рассказе подробно описаны мысли, чувства и душевное состояние Шамохина. Но Ариадна обрисована со слов главного героя. Читатель видит, что она взбалмошна, капризна, праздна, а ее собственные мысли скрыты.
Ответственность в
Еще одна проблема — роль среды в становлении личности. Шамохин пытается понять, как сформировались негативные качества девушки.
Герои рассказа
Главный герой — Иван Ильич Шамохин, московский помещик, любящий сын, пользующийся уважением мужиков и рабочих, рассказывает попутчику свою историю.
Шамохин человек страстный, его любовь к Ариадне заметна и отцу, и мужикам, и соседям. Он относится к типу так называемых чеховских интеллигентов, так что Ариадна говорит о нем, что он не мужчина, а размазня, потому что рассудителен «как старая баба» и робок. Сам же Шамохин характеризует себя как культурного человека, одаренного сложною духовною организацией.
Раскаявшись в своей связи и охладев к Ариадне, Шамохин мечтает уехать в деревню и искупать свои ошибки, добывая хлеб в поте лица. Он надеется в 5 лет выкупить свое имение.
Личность героя раскрывается не только через поступки, но и через рассуждения-монологи. Шамохин говорит о том, что его беспокоит: женский характер, отношения с женщинами. Он мечтает об истинном равноправии женщин и мужчин, при котором женщина будет видеть в мужчине не самца, а равного себе.
Ариадна Котлович принадлежит к типу женщин-хищниц, которых любил изображать Чехов. Ариадна делает невыносимой жизнь всех окружающих мужчин. Она способствует разорению своего брата-спирита.
За границей Ариадна постоянно тянет деньги сначала из любовника Лубкова, потом из Шамохина, тоже ставшего ее любовником, так что его отцу приходится заложить и перезаложить имение.
Читатель до конца не может осознать природу очарования Ариадны. Она молода , стройна, грациозна, у нее в высшей степени благородные черты лица. Поначалу Шамохин видит, что она ласкова, весела и поэтична, и предполагает богатый внутренний мир возлюбленной.
Но его настораживает невозможность Ариадны любить при всем ее желании. Герой начинает понимать, какова внутренняя сущность хищницы, гораздо позже, уже став ее любовником.
Ариадна прожорлива и праздна, ее основное свойство — изумительное лукавство. Желание нравиться — основная цель ее жизни. Она ищет нового мужчину, несмотря на готовность порядочного Шамохина жениться.
Шамохин воспринимает возможный разрыв с Ариадной как освобождение.
Другие герои рассказа — любящий и покорный судьбе отец Шамохина, бросивший жену и детей Лубков, который очень похож на Ариадну, не похожий на нее брат, «кволый, точно сделанный из пареной репы».
Сюжет и композиция
Произведение представляет собой рассказ в рассказе. Рамка — путешествие рассказчика, в котором угадывается знаменитый писатель Чехов, возвращающийся из-за границы домой. На пароходе, идущем из Одессы в Севастополь, он слушает историю любви ставшего женоненавистником Шамохина.
Шамохин подробно описывает зарождение и угасание чувства. Начался роман в подмосковном имении героя, продолжился в Италии и на других курортах и заканчивается в Ялте. Дальше Шамохин собирается на Кавказ.
У рассказа открытый финал. Шамохин надеется передать Ариадну князю Мактуеву и уехать в деревню, но конец повествователю неизвестен.
Стилевые особенности
Для характеристики героев даны детальные портреты Котловича, Ариадны, Лубкова. Личности каждого проявляют детали: Котлович постоянно извиняется, Лубков все время смеется над всеми и над собой, Ариадна много ест, даже по ночам.