Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Нагибина «ЗИМНИЙ ДУБ»
Цели: Довести до сознания учеников уроки нравственности и толерантности, заложенные в идейном содержании произведения. Заставить задуматься об ответственности каждого за свои дела и поступки.
Оборудование: Текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.
Словарная работа. На доске слово толерантность и его лексическое значение.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Писатель Нагибин ушел из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Надолго ли? Это покажет время. Но очевидно одно
И пример тому — рассказ «Зимний дуб», о котором пойдет сегодня речь. Дома вы прочитали это произведение, а сейчас попробуем разобраться в его идейном содержании.
2. Работа с текстом.
— Сформулируйте тему рассказа.
— С чего начинается конфликт?
— Что рассказывает нам автор об Анне Васильевне?
— Читаем отрывок. Урок изучения существительного прерывает опоздавший Савушкин. Он же потом приводит неудачный, по мнению учителя, пример существительного — «зимний дуб».
— Обращаемся к лексическому значению «толерантность»,
— Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент. В этих словах была «счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце».
— Читаем диалог между учителем и учеником.
— Урок, который очень тонко преподает своим героям и нам, читателям, автор рассказа.
— Рассмотрим композицию рассказа. Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем его.
(«Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…»
В зачарованном мире нет звуков; там удивительный ручей с теплыми ключами. Там на белом снегу удивительные следы.
Ученики говорят, что теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.)
— Время в этом мире движется с непривычной скоростью. Вместе с тем словно размывает ощущение самого времени. Его просто не существует! А что есть?
Красота окружающей природы, которая завораживает, заставляет забыться.
— Главный сюрприз, который готовит автор, — зимний дуб. Читаем описание дороги к нему, обращая внимание на художественные средства описания .
— Как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?
— Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?
— Тайны корней дуба.
— Дуб словно хранитель леса, хозяин. А человек — хранитель природы. Только добрым, заботливым хозяевам подарит природа свои богатства и тайны. Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике «чудесного и загадочного человека».
Таким, как он, сохранить мир на земле, беречь все живое.
(Внутренний монолог учительницы, в котором она с болью говорит: «Можно ли яснее признать свое бессилие?» Учащиеся делают вывод о том, что Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше.
Говоря Савушкину, что «короткий путь еще не самый верный», что теперь ему придется ходить по шоссе, она делает выводы для себя. Анна Васильевна поняла, что рано посчитала себя опытной учительницей, что, «быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит, этот путь? Отыскать его не легко и не просто».
Учащиеся рассуждают о своем понимании этих слов Нагибина, приводят примеры из жизни.
3. Вывод по уроку вытекает из рассуждений учителя и учащихся о глубоком смысле этого небольшого рассказа, который одинаково интересен взрослым и детям. Говорят о том, как понимают смысл названия рассказа «Зимний дуб». Вновь формулируют тему рассказа, которая, оказывается, гораздо шире, чем простые отношения между учителем и учеником.