Конспект урока по теме «Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств»
Выполнила: Масленникова Т. В.,
Преподаватель по классу баяна, аккордеона МОУ ДОД «Козьмодемьянская детская школа искусств им. А. Я. Эшпая», г. Козьмодемьянск, Республика Марий Эл.
Тема урока: Развитие технических навыков учащихся-баянистов в детской школе искусств.
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.
Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально —
Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.
Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.
Форма урока: индивидуальная.
Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация видеоматериала, игровые методы.
Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.
Оборудование: музыкальный инструмент , нотная литература, дидактический материал
Репертуарный план урока:
1. Позиционные упражнения.
2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорды.
3. Р. н. п. «Василек», р. н. п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».
4. К. Черни «Этюд».
5. Л. Книппер «Полюшко-поле».
6. Оценка за урок, домашнее задание.
Структура урока.
Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.
Основная часть:
Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова — средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».
2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.
Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».
Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.
Проверка домашнего задания.
Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: р. н. п. «Василек», р. н. п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».
Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».
2.4. К. Черни «Этюд». Преодоление технически сложного места, точная аппликатура, смена меха.
2.5. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены.
Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.
2.5. Л. Книппер «Полюшко — поле». Беседа о жизни и творчестве композитора.
Просмотр фотографий композитора на компьютере. Беседа о песне «Полюшко-поле». Это советская песня о героях Красной армии, которая благодаря своей популярности, считается народной. Между тем, песня имеет авторов: муз. Л. Книппер, автор слов — поэт В. М. Гусев.
Она была написана в 1933 году. Мелодия легла в основу 4-ой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце — комсомольце», явилась лейтмотивом этого произведения. История создания песни.
2.6 Работа над текстом, характером и аппликатурой.
Вначале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становится ясно, что из-за неправильной смены меха обрывается музыкальная фраза, вследствии чего отсутствует выразительное интонирование.
Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации.
Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте».
Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.
Подведение итогов, анализ.
Домашнее задание.
Отметка.