Урок-основная форма организации обучения. Современный урок в начальной школе
Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа , экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как
Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть уже более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 — 19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф.
Классно-урочная система, первоначально разработана и описана Яном Амосом Коменским в его книге «Великая дидактика».
В современной педагогической литературе встречается различные определения понятия «урок». Но самое полное определение предложенное В. А. Сластениным: «Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит познавательной коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».
Щуркова Н. Е. дает такое определение: Современный урок — свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.
Урок — это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.
Урок — это такая форма организации учебных занятий, при которой соблюдаются временные и локальные рамки, постоянный состав учащихся и которой присуща определенная дидактическая организация.
Урок является содержательной и организационной единицей учебно-воспитательного процесса, а значит, нельзя забывать, что в нем, как в «клеточке», есть все основные черты целого: принципы и стратегия воспитания, обучения и развития.
Урок всегда имеет определенный набор целей и задач, структуру и предметное содержание.
На уровне педагогики рассматриваются общие требования к построению уроков, к его целевой направленности и структурной организации.
Требования к подготовке и организации урока:
Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников ; Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме; Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал; Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме; Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
Требования к содержанию урока и процессу учения:
Урок должен быть воспитывающим; Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов; На уроке следует воспитывать любовь к природе; Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными; В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д.
В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:
по основной дидактической цели; по основному способу их проведения; по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок.
Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:
беседа; лекции; экскурсии; самостоятельная работа учащихся; лабораторные и практические работы; сочетание различных форм занятий.
Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:
вводные; первичного ознакомления материалом; образования понятий, установления законов и правил; применения полученных правил на практике; повторения и обобщения; контрольные; комбинированные.
Требования к проведению урока:
Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях; Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными; Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке; Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда; Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения; Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.
Эффективность современного урока:
Логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике; Используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики; Темп урока оптимален для данного коллектива детей; В течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; Созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей; дидактическая задача урока решена.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, цели урока.
Каждый урок имеет внутреннее строение — структуру, под которой подразумевается последовательность отдельных этапов.
Структура современного урока — это последовательность отдельных этапов урока, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога. Структура урока изменяется и в результате использования на уроках новых технологий обучения.
Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.
Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.
Примерная схема анализа урока:
1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
3. Организационное начало урока:
— готовность учителя к уроку — наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т. д.;
— подготовленность учащихся к уроку;
— подготовленность классной комнаты.
4. Организационная структура урока:
— мобилизующее начало урока;
— последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
— насыщенность урока, темп его проведения и т. д.
5. Анализ содержания учебного материала урока:
— обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
— соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
— соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т. д.
6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
— цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
— обоснование выбора методов обучения;
— пути реализации дидактических принципов в обучении;
— индивидуализация и дифференциация в обучении;
— взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
7. Деятельность учителя:
— научность и доступность изложения новых знаний;
— использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
— организация закрепления учебного материала;
— организация самостоятельной работы учащихся;
— проверка и оценка знаний и умений учащихся;
— вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
— отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
— задание на Дом и проявленное учителем внимание к нему;
— пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
— эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
— контакт учителя с классом и т. д.
8. Деятельность учащихся:
— подготовка рабочего места;
— поведение учащихся на уроке — дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т. д.;
— интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
— состояние их устной и письменной речи;
— знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
— отношение учащихся к учителю;
— степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т. д.
9. Выводы:
— выполнение плана урока;
— достижение целей урока;
— интересное на уроке;
— что произвело наибольшее впечатление;
— какие изменения целесообразно внести;
— оценка урока.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр.
Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия, чтобы не только вызвать интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.