Урок-мастерская по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»
Работу по рассказу И. С. Тургенева » Бирюк» начинаю с выяснения значения слова Бирюк по словарю В. И. Даля: «зверь, серый волк» в некоторых диалектах России. После этого прошу записать ассоциации к слову Волк, которое семиклассникам гораздо понятнее. Дети говорят: Лес, страх, хищник, зверь, и даже — Суеверие, колдовство.
Действительно, в народных сказках, преданиях волк часто оказывается оборотнем, нечистой силой.
И сам герой рассказа Фома изображен как нечто необычайное: он появляется во время грозы и будто слит с ней: «появился,
Дети создают свои гипотезы: может быть, потому, что его поведение им не удается объяснить обычными, обыденными причинами, ведь он не такой, как все: не пользуется своим положением, чтобы нажиться, исполняет свои обязанности честно.
Как же относится к своему герою автор?
Работа идет в группах: предлагается определить, как каждое из описаний характеризует Фому.
Пейзаж. Описание грозы в начале рассказа
— Какое общее впечатление производит гроза?
— Какими средствами создает у читателя такое впечатление автор?
— Как чувствует себя рассказчик во время грозы?
— В каком отношении к грозе находится главный герой?
За Гудел, За Бушевали, За Стучали, За Шлепали; сверкнула, разразилась, полил ручьями. Рассказчик чувствует себя во время грозы неуютно: «не видел ни зги», «кое-как Приютился к высокому кусту», » Сгорбившись… ожидал Терпеливо конца ненастья». А главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: он появляется «при блеске молнии», его «фигура словно выросла из земли», несмотря на усиление грозы , он спокоен.
Он так силен, что без труда «сдернул с места» испуганную лошадь, которая потом в отличие от этого могучего человека «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого трудного и долгого пути по грозовому лесу говорит спокойным голосом. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.)
Портрет Фомы
— Какое впечатление производит внешность Фомы? Как одним словом можно было бы назвать такого человека?
— Какими художественными средствами создан портрет?
— С каким чувством рисует автор портрет героя?
— Сопоставьте портрет Фомы с портретом пойманного им крестьянина.
Интерьер избы лесника
— Какое впечатление производит интерьер?
— Какими художественными средствами добивается автор такого впечатления?
— Что говорит нам эта изба о ее хозяине?
Когда группы обсуждают результаты работы друг друга, происходит столкновение разных позиций: одни говорят о Фоме как о бедном человеке, почти нищем, который достоин лишь сострадания, судя по тем условиям, в которых он живет, в то время как другие видят в нем богатыря, могучего, даже немного страшного, таинственного.
Предлагаю детям сформулировать вопрос, который возникает в связи с сопоставлением описаний. Почему такой человек, одаренный от природы красотой, силой, мужеством и многими другими необычайными возможностями, живет в нищете, в условиях, вызывающих жалость? В таких условиях мы скорее ожидали бы увидеть другого крестьянина, изображенного в рассказе.
Попросим ребят найти в сцене разговора Фомы с вором реплику, которая ответит на наш вопрос: «Я человек подневольный». Насколько подневольный? Такой же подневольный, как и другие крестьяне, — крепостной. Казалось бы, крестьяне должны относиться к Бирюку с сочувствием, пониманием, но в отличие от рассказчика они совсем не любуются им, не уважают и не ценят, они «боялись его как огня», ненавидели , несмотря на то, что, по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела».
Ставится ему в вину и его честность: «и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами». Почему так происходит? Предлагаю выдвинуть гипотезы. Дети говорят о том, что Фома мешает крестьянам воровать лес, наказывает их, а это никому не может понравиться. А на чьей же стороне автор-рассказчик?
Дети знают ответ на этот вопрос. Почему же Тургенев в конфликте между Бирюком и крестьянином все-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается Бирюком? Может быть, здесь проявляется одно из свойств русской литературы: она почти всегда на стороне слабого.
Вспоминаем, что «Записки охотника» — обвинительный акт крепостному праву. Предлагаю детям предположить, как, по их мнению, зазвучало бы обвинение Тургенева, если бы он выразил его не в художественных образах, а в публицистическом высказывании.
Получается примерно следующее.
Крепостное право виновно в том, что человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные — сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, — становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным — бирюком.